Примерное время чтения: 15 минут
148

Качество в приоритете. Дороги в областной столице становятся безопаснее

В 2019 году самарская дорожная сеть претерпела кардинальные позитивные изменения. Завершается капитальный ремонт Заводского шоссе и комплексный – на восьми участках дорог вблизи Крымской площади, расширен проспект Кирова. Улицы Стара-Загора и Победы обновляют по контракту жизненного цикла – практика реализуется впервые: один и тот же подрядчик и ремонтирует объекты, и устраняет в течение пятилетки гарантийные дефекты в случае из возникновения, и содержит объекты всесезонно в течение трех лет. Кроме того, привели в порядок большими «картами» - от борта до борта - более 50 участков (с учетом дорог, отремонтированных сверх плана). Все это стало возможно благодаря реализации нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

В преддверии ЧМ-2018 дорожная сеть Самары изменилась до неузнаваемости. Например, благодаря глобальной реконструкции Московского шоссе его пропускная способность возросла в несколько раз. Теперь дорога от центра города до его границы занимает 15-20 минут. Но чемпионат прошел, и у самарцев возникает вполне закономерный вопрос: «Что дальше? Будут ли обновляться дороги и далее»? Ответ на этот вопрос утвердительный!

Преобразования дорожной сети города стали возможными благодаря реализации на территории Самары и области нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», утвержденного в рамках Указа Президента Российской Федерации Владимира Путина. Один из главных его показателей — улучшение качества магистралей. Если говорить конкретно, к 2024 году доля дорог Самарско-Тольяттинской агломерации, соответствующих нормативу, должна составить 85%. На эти цели планируется направить значительные средства. Только в 2019-м в рамках нацпроекта на ремонт областных магистралей выделяют свыше 5 млрд рублей, более половины — из федерального бюджета.

Важно, что меняется и подход к обслуживанию дорог. С каждым годом все больше улиц будут обслуживать по контракту жизненного цикла, когда априори повышается ответственность подрядной организации – сначала на стадии ремонта, затем – в процессе содержания дороги. При этом максимально качественно проведенные ремонтные работы позволяют минимизировать возникновение гарантийных дефектов. Грамотное, своевременное и бережное обслуживание дороги тем же подрядчиком тоже способствует тому, что дорожный объект прослужит дольше.

В числе приоритетов нацпроекта — безопасность и снижение количества мест концентрации ДТП. Наблюдается тенденция сокращения смертности на дорогах. Этого удалось достичь благодаря целому комплексу мер, нацпроект позволит и в дальнейшем уделять особое внимание данному направлению. В частности, в Самаре совершенствуется организация дорожного движения в рамках муниципальной программы «Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования местного значения», рассчитанной до 2021 года, и городской программы «Повышение безопасности дорожного движения в городском округе Самара» до 2020 года.  Исполнение данных программ и обеспечивает реализацию национального проекта.

«Мы все понимаем, что качество улично-дорожной сети сегодня играет ключевую роль. Во-первых, это лицо города, что влияет на первое впечатление гостей Самары. Во-вторых, состояние дорог напрямую влияет на безопасность и, что не менее важно, настроение самарцев. От этого зависят здоровье горожан, наша работоспособность и благополучие. Принимая во внимание комплексный подход к решению многих вопросов в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», я уверена, что участие в нем позволит нам существенно повысить качество жизни горожан», - прокомментировала ход реализации нацпроекта Глава Самары Елена Лапушкина.

Что получила Самара

Благодаря реализации нацпроекта в областной столице уже отремонтировали более 50 участков улиц – дорожное покрытие заменили от борта до борта, люки смотровых и дождеприемных колодцев выставили на нужную высоту - вровень с новым асфальтом. Ремонт делали «картами» протяженностью свыше 100 погонных метров.

Но есть и масштабные проекты. В качестве примера можно привести капремонт Заводского шоссе от улицы XXII Партсъезда до улицы Земеца.

Напомним, капитальный ремонт Заводского шоссе, пролегающего через 2 внутригородских района, был рассчитан на 2 года – стартовал в прошлом году в рамках федерального проекта «Безопасные и качественные дороги», а в этом году оставшийся объем выполняется по национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Стоимость муниципального контракта составляет более 765 миллионов рублей.

Также На объекте заменили коллектор ливневой канализации, систему освещения. Люки смотровых и дождеприемных колодцев выставили на проектную отметку. Для удобства подъезда автобусов к остановкам сделали «карманы». 15 новых павильонов предусмотрены для ожидания общественного транспорта. Обновили контактную сеть. В полном объеме - по прежним маршрутам – восстановлено движение трамваев. Напомним также, что частично отрезок от улицы XXII Партсъезда до улицы Кабельная был открыт для трамвайного сообщения еще в третьей декаде марта текущего года.

Поскольку Заводское шоссе является одной из основных транспортных «артерий» промышленной зоны города и должно выдерживать активное движение, в том числе, грузовых машин, заменили так называемый «дорожный пирог». Вместо изношенного асфальтобетонного покрытия – усиленная дорожная «одежда» от ул. XXII Партсъезда до пр. Кирова. Несколько слоев асфальтобетона (крупнозернистый пористый – 7 см, крупнозернистый плотный - 7 см, верхний щебеночно-мастичный – 5 см) уложены на «подушки» из песка (50 см) и гранитного щебня (49 см). Спустя почти год такая конструкция не претерпела изменений, просадок нет, что подтверждает качество работ.

«За светофорное регулирование отвечает новое оборудование. Светофоры установлены в полном объеме. Большинство из них подключено. Светофоры – с возможностью программирования. Таким образом, расчет светофорного цикла для оптимального регулирования движения обеспечит лучшую пропускную способность дороги», - сообщил заместитель директора подрядной организации «Самаратрансстрой» Алексей Зотов.

Кроме того, на шоссе отремонтировали имевшиеся парковки, добавили новые парковочные пространства – их площадь теперь в 15 раз больше, нежели до ремонта. На газонах -  новый грунт, посеяна трава. Для ее всхода, пока не началась дождливая погода, регулярно в ночные часы в поливе были задействованы несколько бойлеров.

За время ремонта уже выполнены масштабные работы, благодаря которым шоссе стало более удобным и безопасным и для автомобилистов, и для водителей и пассажиров общественного транспорта, и для пешеходов.

Подземный пешеходный переход на этом участке обновляют с учетом обращения работников и дирекции ПАО «Кузнецов» (заводская проходная расположена напротив). До старта работ переход был «законсервирован» в течение нескольких лет. Сейчас конструкции «подземки» усилены. Ведется отделка: устройство плиточного покрытия на стенах, потолке, установка тактильных указателей для удобства жителей с ограниченными возможностями здоровья. Они Эти работы выполняются по отдельному контракту и за отдельные средства, предусмотренные профильным Департаментом в целях повышения безопасности движения. А это – одна из основных задач и национального проекта.

«Трудно в этом месте переходить дорогу. Я работаю водителем, часто тут приходится ездить. Всегда начеку, чтобы не допустить наезд на пешеходов. Поэтому подземный переход очень нужен. До ремонта он был в плачевном состоянии. Сейчас восстановят, и люди снова будут им пользоваться», - отметил житель Самары Игорь Исаев.

Верхний слой дороги возле подземного пешеходного перехода к середине сентября уже уложили.

«При укладке нового покрытия использовалась щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь, которая характеризуется повышенными прочностными свойствами. Гарантия на новое покрытие составляет 5 лет», - пояснил заведующий сектором контроля за ремонтом автомобильных дорог и объектов благоустройства отдела контроля за объектами ремонта и реконструкции МБУ г. о. Самара «Дорожное хозяйство» Кирилл Рябов.

Обустроены и надземные пешеходные переходы – нанесена разметка, установлены пешеходные ограждения. В частности, они имеются около переходов за путепроводом в районе пр. Кирова.

Вместе с тем и путепровод был отремонтирован – работы выполнили раньше запланированного. Они начались еще в апреле текущего года: заменен защитный слой бетона, устроена гидроизоляция, установлены новые бетонные барьерные ограждения, а старые металлические очистили, покрасили, защитили от коррозии. На мосту уложено новое дорожное полотно.

В ходе ремонта за качеством и сроками работ следят не только специалисты дорожной отрасли, но и общественники. В частности, на объект несколько раз выезжали представители регштаба ОНФ. Их замечания были приняты в работу, дефекты устранены. Они касались безопасности надземного пешеходного перехода за мостом. Раньше, до ремонта, переход был организован в нескольких метрах относительно нынешнего. После установки новых знаков жители первое время игнорировали их, перебегая оживленный участок магистрали там, где привыкли. Теперь добавлена соответствующая разметка, полностью смонтированы металлические ограждения. Кроме того, был поставлен вопрос о возможности ограничения скоростного режима после выезда с путепровода, чтобы автомобилисты не успевали разогнаться и перед переходом не приходилось применять резкое торможение. По этому вопросу идут дополнительные консультации с ГИБДД.

Согласно муниципальному контракту в полном объеме капремонт Заводского шоссе в границах улиц XXII Партсъезда и Земеца в рамках нацпроекта должен завершиться до конца октября этого года. Сейчас готовность – 99%. Осталось завершить обустройство газонов, нанести разметку на отдельных отрезках ремонтируемого участка.

Пешеходы тоже участники движения

Таким образом, проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» рассчитан не только на автомобилистов, в рамках этого нацпроекта благоустраивается и пешеходная инфраструктура.

В частности, конструкции тротуаров на Заводском шоссе пришлось разбирать – настолько они были разрушены до ремонта.  Теперь 25 тысяч кв. м – тротуары в новом исполнении. Они с двухслойнным покрытием: верхний слой – 4 см, нижний – 6 см (он из пористого крупнозернистого асфальтобетона, служит основанием, чтобы пешеходная дорога выдерживала значительную нагрузку).

Ярким примером такого преображения стал и участок тротуара по улице Стара-Загора - от улицы Советской Армии до улицы Ново-Вокзальная.

«Тротуар местами был достаточно сильно разрушен и нуждался в ремонте. Мы надеемся, что новое покрытие будет служить долго, ведь на улице Стара-Загора активно используется пешеходами. Например, рядом находятся парковая зона и благоустроенный бульвар. Нам его реконструировали к 50-летнему юбилею улицы, тогда же отмечалось 140-летие русско-болгарской дружбы», - отметил житель района Павел Малыгин.

Объект ремонтируют «от фасада до фасада», то есть комплексно.

«С учетом мнения жителей предусмотрено восстановление пешеходной зоны как с использованием асфальтобетонной смеси - около 6300 кв. м, так и плитки - 9650 кв. м. Например, плиткой выкладывают тротуар в границах парка имени Юрия Гагарина», - сообщил директор МБУ г. о. Самара «Дорожное хозяйство» Шамиль Халиуллов.

Таким образом, общая площадь тротуаров, которые приведут в порядок, - порядка 16 тысяч кв. м.

Те, кто хочет прогуляться по парку, без проблем смогут оставить свой автомобиль вдоль дороги. Здесь традиционно большое количество отдыхающих, и до ремонта нехватка парковочных мест ощущалась остро. Ранее на всем протяжении участка парковки занимали 3100 кв. м - припарковаться могли 310 автомобилистов. После строительства дополнительных парковок у 460 водителей будет такая возможность - парковочная площадь увеличивается почти наполовину.

Впрочем, и проезд по обновляемой улице становится куда более комфортным. В начале сентября в первую очередь новое дорожное полотно появилось в районе кольцевой развязки на перекрестке с улицей XXII Партсъезда - данный транспортный узел является максимально загруженным. Далее рабочие перешли на дорогу по обеим сторонам кольца.

На участке расширили проезжую часть. Например, чтобы разгрузить проблемный перекресток улицы Стара-Загора с улицей Советской Армии и Ново-Вокзальная. Так, автомобилисты, намеревающиеся повернуть со Стара-Загоры на улицу Советской Армии, будут уходить в «карман» уширения, чтобы не создавать пробок и препятствий тем, кто не собирается совершить правый поворот. Аналогичные меры предусмотрели и в районе перекрестка с улицей Ново-Вокзальная. Таким образом, это тоже способствует повышению пропускной способности дороги, что является одной из целей нацпроекта.

На заключительных этапах ремонта этого участка заменят газонный грунт, посеют траву, чтобы создать условия для устройства цветников - в последующие годы этот вопрос планируется рассматривать с учетом мнения специалистов МП «Спецремстройзленхоз». Тем более, что местные жители еще на старте ремонта высказались за продолжение благоустройства и, в частности, озеленения – такого, как на бульваре по ул. Стара-Загора.

Кроме того, при комплексном обновлении объектов улично-дорожной сети, как правило, наносят свежую разметку, устанавливают новые светофоры, дорожные знаки, а при необходимости и пешеходные ограждения.

Подрядчик трудится в рамках пилотного проекта - на принципах трехлетнего контракта жизненного цикла. В Самаре он реализуется впервые благодаря средствам национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Общая сумма, направленная на обновление улицы Стара-Загора и трехгодичное содержание, составляет более 300 миллионов рублей. В текущем году планируется выполнить работы на сумму порядка 140 миллионов рублей.

В следующем дорожно-строительном сезоне комплекс аналогичных ремонтных работ будет выполнен на следующем участке улицы Стара-Загора – ее возьмут в работу в границах улиц Ново-Вокзальная и Ташкентская. После чего объект также перейдет на содержание силами ремонтной организации.

Сверх плана

В рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в Самаре в этом сезоне дополнительно отремонтировали еще 12 объектов улично-дорожной сети. Это стало возможным в результате грамотного перераспределения средств, предусмотренных нацпроектом, и, соответственно, высвобождения объемов. При этом не в ущерб качеству работ, - подчеркивают кураторы МБУ г. о. Самара «Дорожное хозяйство».

«Первоначально в рамках муниципального контракта, заключенного с подрядной организацией ООО «СЕРВИС-ГАЗ-КОНСУЛЬТАНТ» на почти 374 миллиона рублей, было запланировано только картами отремонтировать порядка 40 объектов. В итоге удалось охватить работами дополнительно ряд дорог, по которым имелись обращения горожан. При ремонте учитывается мнение местных жителей и общественных организаций, которые вместе со специалистами привлекаются к участию в контрольных мероприятиях. В любом случае принимаются и оплачиваются только те работы, которые выполнены подрядчиками в соответствии с муниципальным контрактом и требованиями ГОСТ», – пояснил заместитель директора по контролю за объектами благоустройства и ЖКХ МБУ г. о. Самара «Дорожное хозяйство» Антон Кукарин.

Так, одним из объектов дополнительного перечня стала улица Мира. Она – одна из основных в микрорайоне Крутые Ключи: дорога востребована автомобилистами, здесь пролегают маршруты общественного транспорта, по которым обеспечивается транспортное сообщение одного из самых отдаленных микрорайонов города с центром.

Ранее на участке были выявлены дефекты дорожного покрытия. В течение года для поддержания дорожного покрытия в нормативном состоянии выполнялись аварийно-ямочные работы на общей площади порядка 600 квадратных метров. Поддерживающие меры позволили эксплуатировать дорогу до включения ее в перечень ремонтируемых по нацпроекту.

В настоящее время на улице Мира завершен ремонт проезжей части от борта до борта большими «картами» (свыше 100 погонных метров). Преобразился участок от бульвара Ивана Финютина до железнодорожного переезда. Он обновлен на площади 13,4 тыс квадратных метров.

В дополнение к работам по нацпроекту, в районе пешеходного перехода возле храма в честь Сретения Господня на обеих сторонах улицы Мира установили опоры для монтажа светофоров Т.7 (мигающих желтым). С целью повышения безопасности дорожного движения на переходе нанесли разметку. Дополнительные меры – осевая разметка, а также устройство так называемых искусственных неровностей («лежачий полицейский») – чтобы автомобилисты не разгонялись по новой дороге и своевременно снижали скорость перед пешеходными переходами.

«У нас и дорожное покрытие заменили, и пешеходные переходы обустроили, удобно стало ездить и ходить и до магазинов, и к остановкам. Водители на переходах пропускают. Так что жалоб на обновленные дороги нет», - поделилась мнением жительница дома № 4 по ул. Виталия Жалнина Клавдия Кузнецова.

К Крымской площади подъезд обеспечен

В этом году в зоне особого внимания – и дороги, ведущие к Крымской площади. Она уже открыта после комплексного благоустройства. Дорожную инфраструктуру тоже модернизировали. Так, тупиковый участок по улице Аксаковская сделали полноценным проездным, с учетом всех требований безопасности. А отрезок дороги по ул. Мечникова взяли для устройства парковочной зоны и подъездных путей к расположенному рядом зданию Шестого кассационного суда. Всего же в плане работ - 8 участков дорог вблизи Крымской площади. Комплексный ремонт – в завершающей стадии.

Качеству - особое внимание

За качеством смеси – тщательный контроль. На заводе перед отправкой смеси выдаются результаты лабораторного экспресс-анализа. Следят за соблюдением температурного режима. Работы ведутся с соблюдением всех технологических норм. Чтобы добиться качественного уплотнения смеси, задействуют катки разного тоннажа. Сначала идет более легкий, замыкает – более тяжелый.

Укладка асфальта выполняется преимущественно в ночную смену, чтобы днем не создавать пробок. Кроме того, такой подход позволяет избежать полного перекрытия дорог, которые в ежедневном режиме испытывает высокие транспортные нагрузки.

В течение всего времени, пока идет ремонт, организован многоступенчатый контроль с участием не только специалистов дорожной отрасли и активных жителей, но и общественников – представителей регионального штаба ОНФ. Они и после ремонта продолжат держать дороги на особом контроле – особенно те, что преображаются на принципах контракта жизненного цикла (улицы Стара-Загора и Победы). Например, зимой следить за тем, чтобы снегоуборочная техника выходила своевременно и не повреждала новую дорожную одежду. На это же нацелен и подрядчик.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

АиФ-Опрос

Что вы думаете о российском кино?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах