В январе 2015 года около двух тысяч самарчан недосчитались денег на своих счетах в «лопнувшем» Волга-Кредит банке (ВКБ). «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ) отказалось возместить людям полные суммы вкладов и выплачивало компенсации, руководствуясь исключительно переданным из банка реестром вкладчиков, в котором были указаны меньшие суммы.
Вскоре было заведено уголовное дело, и в деле появился второй, правильный реестр - его передала следствию бывшая председатель правления ВКБ Татьяна Ерилкина. Третьего марта на встрече с обманутыми вкладчиками Александр Хинштейн рассказал, почему этот реестр в АСВ не хотят признавать официальным основанием для выплат.
«В рамках уголовного дела Ерилкина дала показания, которые подтверждают, что представленная ей вторая база вкладчиков является подлинной. Выборочная проверка, которую провело следствие, сравнив данные с документами вкладчиков, также подтвердила её подлинность. Таким образом, сегодня следствие на 100% подтверждает аутентичность этой базы», - рассказал Хинштейн.
Он добавил, что проблема ВКБ приобрела широкую огласку, и все заинтересованные в деле структуры совсем уж было собирались пойти навстречу вкладчикам, но испугались ответственности.
В Самаре вкладчики ВКБ банка приняли участие в митинге «Антимайдан» | Фотогалерея
«Временная администрация Волга-Кредит банка подготовила внесение изменений в реестр. Но руководство Центрального банка России в категорической форме запретило им это делать. Ссылаясь на то, что это создаёт прецедент, и они боятся брать на себя подобную ответственность», - поведал депутат.
Хиншейн заявил также, что позиция Центробанка в этом вопросе является не социальной, ошибочной, и что все правовые основания для внесения изменений в реестр у него были.
«Такие основания есть и у АСВ, зашедшего сегодня в этот банк. К сожалению, руководство Агентства по страхованию вкладов также не хочет брать на себя эту ответственность и вносить изменения, требуя решения суда», - заключил Хинштейн.
Туманные перспективы
Прокуратуре, защищая права вкладчиков, пришлось обратиться в суд в интересах неопределённого круга лиц. В иске они потребовали от АСВ пересмотреть реестр и отразить в нём реальные суммы вкладов, взяв за основу «вторую базу», представленную Ерилкиной. Ленинский районный суд в иске отказал, посчитав, что прокурор не может обращаться в защиту неопределенного круга лиц, тогда как круг вкладчиков определён реестром. Прокуратура области обжаловала это решение в вышестоящем суде. Встанет ли облсуд на сторону вкладчиков - неизвестно.
Светлана Макушева, руководитель инициативной группы обманутых вкладчиков:
- Депутат Госдумы Александр Хинштейн и глава Самары Александр Фетисов - единственные представители власти, оказавшие реальную поддержку тысячам ограбленных вкладчиков ВКБ. С 12 января 2015 года, когда обнаружилось это беспрецедентное по масштабу и наглости ограбление, мы увидели, как взаимодействуют власти Самарской области со своими избирателями. И потрясение, которое мы испытали, сравнимо с потрясением от самого ограбления. Так, губернатор за полтора месяца нашего отчаяния не нашёл времени, чтобы заняться нашим вопросом. Встречи у федерального инспектора выявили полную некомпетентность высокопоставленных представителей Агентства по страхованию вкладов и Центробанка. Руководитель представительства АСВ в ПФО Вячеслав Бураков настаивает на том, что все обманутые вкладчики должны доказывать в суде, что они не грабили сами себя. Эта позиция абсурдна, несправедлива и даже, я бы сказала, безумна. Никому не позволено ставить в унизительное положение обманутых людей, чья вина состоит лишь в том, что они поверили в российскую систему страхования вкладов. В трудное для нашей страны время, когда она находилась в мировой экономической блокаде, мы поддержали своими средствами экономику России. И что мы получаем взамен? Оскорбления, унижения нашего достоинства. Некоторые вкладчики умерли, есть инфаркты и инсульты. Чего ждёт власть? Мы требуем немедленного решения вопроса!
Если изменения в реестр не внесут, каждому из потерпевших придётся самостоятельно судиться с АСВ. На такой поворот событий люди не согласны.
«Суды идут годами, а наши деньги обесцениваются с каждым днём! К тому же среди вкладчиков много пенсионеров, которые и ходят-то с трудом, бегать по судам они не способны физически», - говорят бывшие клиенты ВКБ.
Впрочем, как уверяет Александр Хинштейн, надежда на досудебное урегулирование всё ещё есть. За обманутых вкладчиков обещает вступиться Генпрокуратура России. Ведомство уже подготовило официальное представление в адрес руководителя АСВ с требованием внести досудебные изменения в реестр.
«Надо понимать, что требование Генпрокуратуры не является обязательным для исполнения - это не судебное решение. И формально у АСВ есть возможность это требование не исполнять. Но сегодня о проблеме вкладчиков ВКБ знает всё высшее руководство страны. Исходя из сложившейся практики и того количества вопросов и нареканий, которое уже имеется у прокуратуры к АСВ, я думаю, что такой отказ будет воспринят крайне негативно со всеми вытекающими отсюда последствиями», - так туманно депутат обозначил перспективы дела.
14 марта вкладчики ВКБ планируют провести в Самаре массовый митинг с целью привлечь внимание к своей проблеме. На митинге они продолжат требовать досудебного решения и поддержат представление генпрокуратуры в адрес АСВ.