aif.ru counter
100

Михаил Шувалов о навозных залежах, коммунальных салютах и ямочном ремонте

Фото: АИФ

АиФ: – Последнее время в городе то тут, то там проваливается грунт. Неужели ситуация настолько плачевна и Самара постепенно уходит под землю?

М.Ш. – Наш город ничем не отличается от других поселений. В мировой прессе постоянно появляются публикации об оползнях, затоплениях территорий поселений паводковыми водами, разрушениях зданий, автодорог и других инженерных сооружений, вызванных нарушением нормальной работы трубопроводов коммунальных сетей, а также воздействием природных явлений. Провалы образуются в результате аварий на трубопроводах, из-за изменений устойчивости грунтов в основании зданий и сооружений, происходящих под воздействием антропогенных и природных геологических процессов.

Территория Самары относится к карстовой.

Кроме того, на ней имеется несколько десятков оврагов, часть из которых по мере расширения границ городской застройки засыпается строительным мусором и другими отходами. Строительство зданий и автодорог в границах ранее существовавших оврагов всегда вызывало осложнения. Например, в отчете председателя канализационной комиссии городской управы Альфреда фон Вакано отмечалось, что при строительстве канализации в 1909 г. в прибрежной зоне Волги на улицах Панской и Воскресенской были вскрыты залежи навоза толщиной слоя до 20 м. Строители были вынуждены вычерпать из траншеи навоз и построить бетонное основание под канализационный трубопровод. И появление провалов и осадки грунта было обусловлено тем, что на окраинах города до начала XX века было захоронено большое количество навоза. А вдоль ул. Полевой от больницы Пирогова в XIX веке проходил Владимирский овраг глубиной до 20 м. Просадки грунта в зоне прилегающей к перекрестку улиц Полевой и Молодогвардейской обусловлены именно этим фактором.

Аварии, как правило, происходят на тех участках трубопроводов, которые нужно было заменить 20-25 лет назад, но эти работы не были выполнены. Почему? А потому, что всегда находятся какие-то более «важные» расходы: очередные выборы, подготовка к праздничному салюту и прочие. А надо бы просто выполнять плановые ремонтные работы, чтобы не было «коммунальных салютов».

АиФ: – Весной и осенью особенно заметно: городская ливневая канализация не справляется с дождями. Почему?

М.Ш.: – Она проектируется из условия обеспечения отвода дождевых вод с территории города при определенной расчетной интенсивности дождя. При среднемесячной норме жидких осадков 50-60 мм в Самаре строить дождевые коллекторы на пропуск дождя слоем 72 мм в сутки, как это было однажды зафиксировано за прошедшие 100 лет, экономически и технически нецелесообразно и не допускается нормами проектирования. Поэтому при превышении расчетной интенсивности дождя и таяния снега глубина воды в лотках, входящих в конструкцию автодорог, превышает нормативную величину - 6 см. Но для обеспечения функционирования дождевой канализации необходимо ее обслуживать (осматривать, промывать и ремонтировать). Особо следует сказать о вреде повсеместно применяемого «ямочного» ремонта автодорог, в результате которого на автодорогах рассыпается асфальтовая крошка, приводящая к засорам дождевой канализации.

АиФ: – Строились ли за последние годы в городе хоть какие-то инженерные сети?

М.Ш.: – Население города далеко не всегда знает, что каждый год в нашем городе строятся новые и реконструируются существующие инженерные сети. Например, в 2011 г. была выполнена реконструкция Безымянского коллектора бытовой канализации на участке от реки Самарки до НФС-3 вдоль Южного шоссе (протяженность трассы - 3 км). Департамент городского хозяйства и экологии на улице Псковской в 2008 г. осуществил перекладку коллектора дождевой канализации из железобетонных труб диаметром 600 мм. В 2012 г. началось строительство дождевой канализации в районе Ботанического сада за счет компании-застройщика.

Строительство дождевой канализации - это дорогостоящая и сложная работа. В генеральном плане города разработаны мероприятия по строительству дождевых коллекторов и очистных сооружений. К сожалению, до настоящего времени не удалось построить ни одной станции очистки дождевых вод. И сегодня в черте города мы имеем выпуски неочищенных дождевых вод в реки Волга и Самара. По степени загрязненности они приближаются к бытовым сточным водам.

Особо следует сказать о жилых малоэтажных зданиях на улицах Самарской, Галактионовской, Чкалова, Арцыбушеской и др., которые до сих пор не подключены к бытовой канализации и городскому водопроводу. Надворные уборные и дворовые помойницы внутри этих кварталов центральной части города давно вышли из строя, и поэтому жители вынуждены сливать жидкие отходы в уличные дождеприемники. В результате жидкие отходы поступают по дождевой канализации в Волгу.

Для осуществления запланированных в генеральном плане города мероприятий по развитию систем канализации требуются значительные капиталовложения. В городской казне во все времена не хватало денег на развитие инфраструктуры. В истории нашего города есть пример бескорыстного желания улучшить его благоустройство. В 1909 г. Альфред фон Вакано выделил личные средства для строительства общесплавной канализации (предназначенной для отвода бытовых и дождевых вод): 25 тыс. руб. он передал на эти цели безвозмездно и еще 15 тыс. руб. - в качестве беспроцентной ссуды.

АиФ: – Почему, на ваш взгляд, сейчас нет таких благотворителей?

М.Ш.: – В первую очередь нужна политическая воля. Сегодня на полке лежат десятки готовых проектов на строительство объектов социальной и инженерной инфраструктуры, реализация которых находится в руках исполнительной власти.

В конце XIX века губернатор и глава Самары принимали огромное участие в развитии инфраструктуры города. В нашем городе губернатор лично ставил и решал вопросы о гигиенических условиях проживания населения. Для финансирования строительства городского водопровода в 1885-1887 годах был произведен городской 6%-ный

облигационный заем в размере 400 тыс. руб. Погашение

6%-ного займа осуществлялось за счет владельцев земельных участков, для этого был повышен налог на недвижимость.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах