
АиФ: – Последнее время в городе то тут, то там проваливается грунт. Неужели ситуация настолько плачевна и Самара постепенно уходит под землю?
М.Ш. – Наш город ничем не отличается от других поселений. В мировой прессе постоянно появляются публикации об оползнях, затоплениях территорий поселений паводковыми водами, разрушениях зданий, автодорог и других инженерных сооружений, вызванных нарушением нормальной работы трубопроводов коммунальных сетей, а также воздействием природных явлений. Провалы образуются в результате аварий на трубопроводах, из-за изменений устойчивости грунтов в основании зданий и сооружений, происходящих под воздействием антропогенных и природных геологических процессов.
Территория Самары относится к карстовой.
Кроме того, на ней имеется несколько десятков оврагов, часть из которых по мере расширения границ городской застройки засыпается строительным мусором и другими отходами. Строительство зданий и автодорог в границах ранее существовавших оврагов всегда вызывало осложнения. Например, в отчете председателя канализационной комиссии городской управы Альфреда фон Вакано отмечалось, что при строительстве канализации в 1909 г. в прибрежной зоне Волги на улицах Панской и Воскресенской были вскрыты залежи навоза толщиной слоя до 20 м. Строители были вынуждены вычерпать из траншеи навоз и построить бетонное основание под канализационный трубопровод. И появление провалов и осадки грунта было обусловлено тем, что на окраинах города до начала XX века было захоронено большое количество навоза. А вдоль ул. Полевой от больницы Пирогова в XIX веке проходил Владимирский овраг глубиной до 20 м. Просадки грунта в зоне прилегающей к перекрестку улиц Полевой и Молодогвардейской обусловлены именно этим фактором.
Аварии, как правило, происходят на тех участках трубопроводов, которые нужно было заменить 20-25 лет назад, но эти работы не были выполнены. Почему? А потому, что всегда находятся какие-то более «важные» расходы: очередные выборы, подготовка к праздничному салюту и прочие. А надо бы просто выполнять плановые ремонтные работы, чтобы не было «коммунальных салютов».
АиФ: – Весной и осенью особенно заметно: городская ливневая канализация не справляется с дождями. Почему?
М.Ш.: – Она проектируется из условия обеспечения отвода дождевых вод с территории города при определенной расчетной интенсивности дождя. При среднемесячной норме жидких осадков 50-60 мм в Самаре строить дождевые коллекторы на пропуск дождя слоем 72 мм в сутки, как это было однажды зафиксировано за прошедшие 100 лет, экономически и технически нецелесообразно и не допускается нормами проектирования. Поэтому при превышении расчетной интенсивности дождя и таяния снега глубина воды в лотках, входящих в конструкцию автодорог, превышает нормативную величину - 6 см. Но для обеспечения функционирования дождевой канализации необходимо ее обслуживать (осматривать, промывать и ремонтировать). Особо следует сказать о вреде повсеместно применяемого «ямочного» ремонта автодорог, в результате которого на автодорогах рассыпается асфальтовая крошка, приводящая к засорам дождевой канализации.
АиФ: – Строились ли за последние годы в городе хоть какие-то инженерные сети?
М.Ш.: – Население города далеко не всегда знает, что каждый год в нашем городе строятся новые и реконструируются существующие инженерные сети. Например, в 2011 г. была выполнена реконструкция Безымянского коллектора бытовой канализации на участке от реки Самарки до НФС-3 вдоль Южного шоссе (протяженность трассы - 3 км). Департамент городского хозяйства и экологии на улице Псковской в 2008 г. осуществил перекладку коллектора дождевой канализации из железобетонных труб диаметром 600 мм. В 2012 г. началось строительство дождевой канализации в районе Ботанического сада за счет компании-застройщика.
Строительство дождевой канализации - это дорогостоящая и сложная работа. В генеральном плане города разработаны мероприятия по строительству дождевых коллекторов и очистных сооружений. К сожалению, до настоящего времени не удалось построить ни одной станции очистки дождевых вод. И сегодня в черте города мы имеем выпуски неочищенных дождевых вод в реки Волга и Самара. По степени загрязненности они приближаются к бытовым сточным водам.
Особо следует сказать о жилых малоэтажных зданиях на улицах Самарской, Галактионовской, Чкалова, Арцыбушеской и др., которые до сих пор не подключены к бытовой канализации и городскому водопроводу. Надворные уборные и дворовые помойницы внутри этих кварталов центральной части города давно вышли из строя, и поэтому жители вынуждены сливать жидкие отходы в уличные дождеприемники. В результате жидкие отходы поступают по дождевой канализации в Волгу.
Для осуществления запланированных в генеральном плане города мероприятий по развитию систем канализации требуются значительные капиталовложения. В городской казне во все времена не хватало денег на развитие инфраструктуры. В истории нашего города есть пример бескорыстного желания улучшить его благоустройство. В 1909 г. Альфред фон Вакано выделил личные средства для строительства общесплавной канализации (предназначенной для отвода бытовых и дождевых вод): 25 тыс. руб. он передал на эти цели безвозмездно и еще 15 тыс. руб. - в качестве беспроцентной ссуды.
АиФ: – Почему, на ваш взгляд, сейчас нет таких благотворителей?
М.Ш.: – В первую очередь нужна политическая воля. Сегодня на полке лежат десятки готовых проектов на строительство объектов социальной и инженерной инфраструктуры, реализация которых находится в руках исполнительной власти.
В конце XIX века губернатор и глава Самары принимали огромное участие в развитии инфраструктуры города. В нашем городе губернатор лично ставил и решал вопросы о гигиенических условиях проживания населения. Для финансирования строительства городского водопровода в 1885-1887 годах был произведен городской 6%-ный
облигационный заем в размере 400 тыс. руб. Погашение
6%-ного займа осуществлялось за счет владельцев земельных участков, для этого был повышен налог на недвижимость.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть