Что за кадром?
- Лидия Валентиновна, кажется, совсем недавно первые участники оркестровых сессий выходили на сцену совсем юными. Тимуру ЗАНГИЕВУ, когда он в 2004 году впервые вышел на большую сцену, было 12 лет. А сейчас он - признанный дирижёр, а ваш оркестр - уже бренд, знак качества в музыкальной среде.
- Действительно, десять лет пролетели как миг. Тогда география 35 участников представляла всего лишь пять городов России. Сегодня в оркестре играли 90 молодых музыкантов из девяти стран. Но основу нашего оркестра всегда составляли музыканты из Самары и Тольятти. А Тимур Зангиев - это уникальный случай. В 3 года мальчик начал петь в хоре. В 4,5 уже играл на скрипке. В 6 лет - учится играть на фортепиано. Его дирижерская карьера тоже началась необычно. На одном из концертов учитель Тимура придумал небольшой трюк. Маститый дирижер должен был передать дирижерскую палочку ребенку. Роль ребенка совершенно случайно выпала Тимуру. По плану ему нужно было только изобразить, что он управляет оркестром, а «взрослый» дирижер в это время должен был дирижировать, стоя за кулисами. Однако никто даже не ожидал, что малыш, получивший всего три-четыре урока по дирижированию, сможет управлять целым оркестром. Но Тимур взял в руки палочку и повел оркестр за собой… Вообще, за эти годы в оркестре переиграли более семисот музыкантов.
- Это ведь и было первоначальной целью создания оркестра - воспитание оркестрового музыканта, иными словами, «коллективиста»?
- Бессменный дирижер оркестра, профессор московской консерватории Анатолий ЛЕВИН, которого европейские коллеги называют профессиональным символом «Еврооркестрии» - музыкального молодёжного движения в Европе, говорит ребятам, что только тогда музыкант становится профессионалом, когда получает опыт игры в оркестре, в ансамбле, глядя глаза в глаза и слушая соседа. Все они подготовлены своими педагогами блестяще. Но много лет работая в консерватории и музыкальном училище, я знаю, не каждый музыкант готов к ансамблевому, оркестровому содружеству.
- Верится с трудом, что в короткие сроки зимних и летних сессий молодым музыкантам удаётся подготовить такие серьёзные произведения, которые сегодня, к примеру, звучали. Две недели, по 15-16 часов репетиций! Как ребята выдерживают такой темп?
- Это неоценимый опыт работы «с колёс». Собрались, разместились - и в репетиционный зал. Но они не воспринимают это как работу, это большое для них удовольствие - играть в таком огромном оркестре. И, живя порой в экстремальных условиях, они действительно готовят мощную программу из десяти - двенадцати произведений. Публика слушает музыкальные вещи невероятной сложности, а многочасовые репетиции остаются «за кадром».
- Как ребята попадают в оркестр? Нужно ли платить какой-то вступительный взнос для участия в сессии?
- Отбор музыкантов в оркестр проводится по видеозаписям, которые присылают ребята. Оценивается исполнительский уровень, затем приглашаем их на сессию. Если в Португалии, Испании нужно платить за участие, за мастер-классы с профессурой, то у нас такие сессии бесплатные. Их организация в основном ложится на бюджет Тольятти.
Меня и моих коллег даже упрекают в том, что мы поддерживаем талантливых детей, находим им стипендии, организуем выступления. Мол, Тольятти не может потянуть такие расходы, да и город от этого не выигрывает - оплачиваем-то, мол, заезжих, пусть едут выступать в столицу. А я не перестаю объяснять, что наши дети становятся настоящими музыкантами именно потому, что мы когда-то их поддержали, и теперь их имена звучат во всём мире, а это значит, что Самарская губерния, Тольятти могут гордиться своими «птенцами». Ну, скажите, стал бы Павел КУДИНОВ тем, кем он стал, если бы безвыездно сидел в Тольятти? Нет. Его карьера началась с того, что он съездил на четыре международных конкурса, стал лауреатом и получил множество предложений. И уже в Вене певец оттачивал свое мастерство. А теперь он приезжает в родной город. И мы гордимся им. И весь мир знает, что Павел Кудинов - воспитанник Тольятти. Карьера золотого лауреата конкурса им. Чайковского-2007 виолончелиста Сергея АНТОНОВА начиналась именно в молодёжном симфоническом оркестре Поволжья. Тамара КЛАВДИЕНКО, прекрасное меццо-сопрано, работает в Германии. Лена ВОРОТЬКО своим талантом прославляет наш город в Лондоне. Полина НАЗАЙКИНСКАЯ, которая, кстати, первой в оркестре получила подарок от фонда Владимира Спивакова - скрипку западноевропейского мастера, работает в США.
Замечаю острое чувство зависти у профессиональных музыкантов. Но вместо того, чтобы добиваться успехов в своём творчестве, они начинают возню вокруг талантливой молодёжи.
Тольятти - Европа - Тольятти
- Возвращаются ли ребята, выучившись и получив опыт в Европе, в Тольятти?
- Да, непременно. Во-первых, они встречаются на сессиях молодёжного оркестра. Кроме того, некоторые приезжают в город, который дал им старт в большое искусство, работать. Приехала Анна ШАТАЛОВА (Иванова) - восхитительная скрипачка! Сейчас она работает концертмейстером в нашем симфоническом оркестре.
Во всех городах мира выступлений наших музыкантов всегда ждут с нетерпением. И особенно в небольших городах, где люди просто «голодают» без большого искусства. Правда, в этих городках порой нет нужных инструментов, которые не принято возить с собой. Однажды нам пришлось брать арфу и литавры напрокат в театре соседнего большого города.
- Кто, кроме мэрии Тольятти, поддерживает проект?
- Благотворительный фонд Владимира Спивакова, и морально, и материально. Три музыканта играют на скрипках, один - на трубе - инструментах, подарённых фондом. Поддерживает коллектив и правительство области, и фонд Михаила Прохорова.
- Что ещё даёт ребятам участие в сессиях оркестра?
- Молодёжный оркестр - это не только образец будущей жизни наших молодых музыкантов в искусстве, но и просто «маленькая жизнь», с любовью, дружбой, грустью, радостью, встречами, разлуками, спорами… Нередко у нас создаются «музыкальные» пары. Вот совсем недавно встретились девушка из Саратова и парень из Уфы, и вот уже она переезжает к нему - будут вместе учиться в Уфимском музыкальном училище. Отдельная глава в истории оркестра - совместные выступления с испанцами. Пять лет назад к нам впервые прилетела группа музыкантов из Андалусии. Сначала вместо семерых прилетел один! А багаж и шестеро других участников остались в Калининграде из-за досадной ошибки российского консульства в Испании при открытии виз. Не хватило каких-то двух часов до наступления
15 августа, с которого были эти злополучные визы открыты.
Затем пришлось почти заново оплатить перелет до Самары, потом случился перевес багажа, опять же из-за того, что один из участников уже прибыл в Тольятти налегке… Но коробку с подарками - испанскими веерами - не забыли. И, надо сказать, эти подарки оказались как нельзя кстати. В Тольятти установилась почти испанская жара, и ребята любую паузу использовали для того, чтобы освежить себя с помощью этих самых вееров.
- Нынешние учителя музыки жалуются, что очень мало родителей стали приводить в музыкальные школы детишек. Как вы считаете, может быть, действительно нужно оставить это поприще профессионалам, а современных детей стоит больше обучать IT-технологиям?
- Я бы посоветовала каждому родителю привести ребёнка в музыкальную школу. Тесное общение с музыкой даёт «прививку» против грубости, невоспитанности, хамства. Дети, которые с музыкой имеют дело постоянно и близко, немножко другие дети, у них другое мировосприятие. Кстати, такие дети более успешны в жизни, потому что они привыкли трудиться, у них развито творческое мышление.