О женщине в искусстве и в жизни говорим с искусствоведом, ведущим научным сотрудником Самарского художественного музея Валентиной Черновой.
Товарищ или самка?
- Валентина, до середины апреля в художественном музее работает выставка «Образ женщины в советском искусстве». Советская идеология предписывала всем женщинам мечтать о гимнастических ядрах и отбойных молотках. Поэтому так много на картинах девушек-физкультурниц, работниц птицефабрик, «метростроевок» со сверлом. А сейчас какой тип женской красоты актуален в искусстве и в жизни?
- Всякие российские революции объявляли женщин свободными. И революция 1917 года, и начало 90-х годов – не исключение. В 1918 году новую советскую женщину, которую полагалось рассматривать исключительно как товарища, раскрепостили полностью.
Но «перегибы» в те времена – обычное дело. Например, во Владимире был принят декрет о том, что каждая женщина, желающая стать собственностью республики, может зарегистрироваться в бюро свободной любви, после чего она имеет право выбирать себе из мужчин от 19 до 50 лет временного товарища. Мужчина, на которого пал выбор, не имеет права заявить протест. А в Саратове все женщины были объявлены достоянием трудового класса. Правда, мужчины имели право пользоваться женщинами не чаще четырех раз в неделю и не более трёх часов. К тому же право на пользование женщинами имели только члены трудовых коллективов. За владение женщинами каждый член коллектива должен был отчислять в фонд народного образования 2% заработка. Семейные саратовцы начали спасаться бегством в Тамбов, где население сразу удвоилось.
Так что типажи «самок» не были популярны у художников той эпохи. Всевозможные «делегатки», «девушки с веслами» символизировали собой новый, преображённый мир.
- Но с концом советской эпохи им на смену пришли другие иконы стиля...
- Да, в начале девяностых эталоном красоты и в жизни, и в искусстве стал образ девушки, которая зарабатывает в модельном бизнесе, либо девушки-содержанки. Появляется огромное количество сериалов, где главная героиня – девушка на содержании у «папика». Кстати, до сих пор это одна из тенденций нашего общества – поехать с кем-то к морю, жить за чужой счёт. В искусстве и бизнесе делают ставку на молодых. Оттого и в жизни эталон красоты - прежде всего молодость. И кто чуть постарше – ложатся под нож пластического хирурга. У нас в стране страшно быть старой.
Муза дизайна
- И это современный эталон – молодая и анорексичная?
- Молодая – да. Худая – уже нет. Во времена моего поколения, конца 60-х начала 70-х, все девчонки мечтали об уколах «для потолстения». В моде были пухленькие красавицы, похожие на Мэрилин Монро. Затем был период «коротких причёсок и культа дистрофии». Сейчас девушек-дистрофиков уже на подиум не приглашают. Заметьте, российские дамы увеличивают бюст, стараются быть более женственными. И в одежде нет унификации, полная свобода, даже провокация - разные там готы, эмо…. С одной стороны, в мире идёт глобализация, с другой – полная индивидуализация. Нет единой, группирующей общество идеи. Поэтому мы сейчас живём в эпоху полистилизма и в жизни, и в искусстве. В чём это проявляется? Да просто загляните на какой-нибудь форум по скрапбукингу, декупажу. Каждая современная дама заводит свой сайт, украшает его, наполняет любимыми фотографиями, обставляет свою «экспозицию». Почитайте, какие доброжелательные форумы, на которых встречаются любительницы хэнд-мэйда. В индустрии красоты сейчас нет «остро модного». Просто популярно то, о чём пишут в журналах. Но главным видом искусства становится дизайн, а не станковая живопись. Картина маслом в нынешнем мире – только компонент интерьера.
- И современные художники своих муз или простых жительниц Самары в десятках вариантов не пишут. Помните, самарский художник Евгений Бабушкин писал когда-то самарских уличных дам, он их называл несколько романтично – «бомжетками».
- Позже он их стал называть «эльфиками», чтобы народ не шокировать. Ну, начнут писать доярок – куда их вешать-то? Портрет современниц сейчас не востребован. Сейчас если и заказывают, то портреты своих жён, да и то в каком-нибудь средневековом костюме.
- Почему не на грядке, например, или у плиты – было бы очень оригинально.
- У меня знакомая вышла замуж за голландца. Он не перестаёт восхищаться россиянками. Говорит, они не только в огороде и в саду работают, но ещё и высококвалифицированные специалисты, прекрасные матери, чудесные хозяйки - вышивают, варят, жарят. Нашим мужчинам и не нужны портреты их жён за хозяйством – они в таком виде перед ними всё время мелькают.
- Что же получается, и в тридцатые, и спустя 80 лет женщина рассматривается прежде всего как «труженица-не-покладая-рук»?
- В советскую эпоху женщина была всего лишь трудовой силой. Сейчас в моде женщина – топ-менеджер, бизнес-women. Она активная, без сантиментов, не торопится замуж, не спешит заводить детей, посещает спорт- или танцзал. Но наметилась и другая тенденция. Это мама двоих-троих детей, которая обустраивает семью, дом, дачу. И индустрия моды, красоты, гостеприимства, несомненно, рассчитывает и на такую женщину.