По дороге в кабак
- Передающееся из поколения в поколение древнее семейное предание, что старый город Самара находился на месте нынешнего села Богатое, долгое время не давало мне покоя. Многолетние поиски в архивах ничего нового не принесли. В начале «нулевых», в очередной раз закопавшись в документы и литературные источники, я обратил внимание на книгу Бакши Имана «Джагфар Тарихы» - свод древнебулгарских летописей, изданный в Болгарии. «Джагфар Тарихы» (история Джагфара) – единственный известный свод древнебулгарских летописей, дошедший до нас. Он был написан в 1689 году по приказу вождя болгарского освободительного движения Cеида Джагфара. Советский историк Нигматулин перевёл этот текст на русский язык до того, как нквд уничтожил подлинник. В научный оборот летопись была введена в 1998 году.
В ней я и обнаружил то, что так долго искал. И кроме множества фактов и событий Средневековья, непосредственно касающихся истории нашего Самарского края, прочёл главное.
Город Самара в Средневековье был! Это огромное государство просуществовало с 40-х годов VIII века по 1236 год. За это время на Волге было построено более 40 городов и 100 селений. Это города Болгар, Биляр, Сувар, Казань, Колын (Киров), Ибрагим-Балык (Нижний Новгород), Саран (Саранск), Чыбыксар (Чебоксары), Саратау (Саратов).
Значится в этом документе и город Самар (Самара), булгарский балик. В переводе с арабского это означает крепость, небольшой город, основанный в 912 году Муча ибн Халилом. Находился балик как раз на том месте, о котором шла речь в семейном предании – у села Богатое Богатовского района. Интересно, что на месте нынешней Самары также существовало поселение – Кабак Самар.
Если верить древнему источнику, именно через самарский балик проходил путь Великого арабского посольства с Востока. Болгары до 922 года были язычниками – Великое арабское посольство шло из мусульманского Багдада в столицу Булгарии к её правителю, Алмушу, чтобы обратить булгар в ислам, через Казахстан в тот самый Самар (Богатое). Кстати, по мнению многих историков, это был единственный в то время крупный средневековый «автобан» в поволжских степях. В Самаре путешественники отдыхали и далее двигались до столицы государства Волжская Булгария.
Самара — средневековый Лас-Вегас?
- Когда в 1236 году город Самар был разрушен войсками Тамерлана, восстанавливать в том же виде на старом месте его не стали, а перенесли строительство в более удобное место – в устье реки Самары на левобережье Волги. Тем более что там уже было поселение Кабак Самар. Инфраструктура самого поселения была вполне развита – магазины, столовые, гостиницы и прочие «приятности обитания», возможно, даже игорные дома.
Самое главное, что Кабак Самар не был в отрыве от других городов. Это подтверждает тот факт, что под названием «Самара» в нашем крае были и другие населенные пункты – Камыш Самара (с. Подбельское Похвистневского района), Яна Самара (Кинель-Черкассы).Ещё Пётр Алабин, городской голова и первый самарский краевед, усомнился в точной дате основания города. Он подозревал, что здесь издавна были поселения русских и других поволжских народов.
От редакции
Комиссия по определению исторического возраста Самары работает по-прежнему. Этой осенью были проведены археологические изыскания. Пока, по словам археолога, учёного секретаря Самарского историко-краеведческого музея Дмитрия Сташенкова, оснований для корректировки возраста губернской столицы нет. На этом же настаивает и самарский историк Эдуард Дубман, входящий в спецкомиссию.
- Нужно помнить, что при историческом исследовании для подтверждения какого-либо события или явления используют максимально полную совокупность источников – археологических и письменных (летописи, записки путешественников, делопроизводство, картография и т.д.). В данном случае о Самаре первой половины XIII и XV-XVI вв. нет никаких данных. То, что поселение с таким названием существовало в эпоху расцвета Золотой орды, вполне вероятно, - соглашается лишь частично со своим ульяновским коллегой историк. - Об этом свидетельствуют карты итальянцев братьев Пицигани и монаха Фра Мауро, которые хорошо изучены западными и российскими историками и в достоверности которых сомнений не возникает. А вот то, что оно возникло в эпоху существования Волжской Булгарии – большой вопрос.
К тому же, уверяет Эдуард Львович, источник, которым пользуется ульяновский краевед, - «Джагфар Тарихы» – крайне сомнителен. Историки или прямо говорят, что это подделка, или просто его не используют в своих работах.
Хотя его ульяновский оппонент подчёркивает, что многие историки и краеведы одобряют текст. Например, болгарский историк Ангел ХРИСТОВ, занимающийся историей древней Булгарии, считает: чтобы доказать, что это фальшивка, нужно поработать целому научному институту. Во всяком случае, полностью отрицать средневековый текст нельзя.
Так или иначе, но работа самарским краеведам предстоит большая – копаться придется не только в земле, но и в многочисленных российских и зарубежных архивах. Эдуард Дубман в конце 2011 года работал в Москве, в архиве Российском государственном архиве древних актов, а также в диссертационном архиве Российской государственной библиотеки и в исторической библиотеке. В РГАДА он изучил все материалы по отношениям между Россией и Ногайской ордой в конце XV-XVI веков. Пока результаты поисков не обнадёживают.
А может быть, действительно стоит поискать более ранние следы Самары, ведущие из XVI в XIV или даже в X век?