Ёлочный салат
Анна Ратнер, главный хранитель историко-краеведческого музея имени Алабина:
- Идея собрать коллекцию ёлочных игрушек возникла у меня в конце 2005 года. Приближались новогодние праздники. Но на тему Нового года мы могли выставить только небольшое количество открыток, предметов же было мало. Вот я и обратилась к сотрудникам музея и посетителям с просьбой принести старые ёлочные игрушки, которые на тот момент совершенно вышли из употребления, потому что их заменил китайский ширпотреб. И мы получили в подарок более тысячи ёлочных игрушек. Это были в основном игрушки 50-80-х годов. Но земляки принесли и настоящие раритеты – игрушки, изготовленные в первой четверти XX века: миниатюрные подсвечники в форме звезды, которые закреплялись на ветках ёлки. В некоторых даже свечи сохранились! Ёлочные бусы нам тоже приносили в разных вариациях. Кстати, впервые они появились именно в России. На верхушке тогда закрепляли шестиконечную Вифлеемскую звезду.
А традиция увенчивать ёлку украшением в виде пики связана не с формой ледяных сосулек, а с дизайном военных касок времен кайзеровской Германии: пикообразные верхушки для ёлок начали делать именно там. В дореволюционной России был популярен и «дрезденский картонаж» - игрушки, склеенные из двух половинок выпуклого тонированного картона. Позже игрушки стали делать из ваты, вернее – из скрученного спрессованного хлопка, которому придавали форму балерин, лебедей, жар-птиц. Их раскрашивали, сушили и окунали в раствор крахмала с растолчённой слюдой. Такие игрушки развешивали на нижних ветвях елки, чтобы дети могли их потрогать. В советской ёлочной игрушке тридцатых годов была отражена даже тема войны в Испании: в 1938 году был выпущен стеклянный шар с двумя самолётами, один из которых сбивает другой. В годы войны игрушки делали из подручных материалов – проволоки и стекляруса: фрукты и овощи представлены в нашей коллекции в таком количестве, что из них можно было приготовить «салат» для сотни человек. Игрушки 50-х годов очень пафосные, идеологизированные. К 60-м годам всевозможные шары и сосульки стали занимать едва ли не 100% ёлочного убранства, но на пике популярности – космическая и спортивная темы, гимнасты и космонавты, и, конечно же, «царица полей» – кукуруза.
Шуба с боярского плеча
Владимир Киселёв - самый известный Дед Мороз Самары. Именно Владимир Павлович на протяжении многих лет выступал в роли Деда Мороза на ёлках в театре оперы и балета. Самарские дети, избалованные в то время различными бесплатными утренниками, говорили, что в других клубах Дед Мороз так себе, и только Дедушка из оперного - настоящий.
Карьеру Деда Мороза Владимир начал в 1960 году, когда ему, 25-летнему парню, прессовщику завода «Металлург», обладающему ростом 180 см и густым басом, дали комсомольское поручение - сыграть главную новогоднюю роль на утреннике для заводских ребятишек. С тех пор, вплоть до 2001 года, с пятилетним перерывом на учёбу в московской консерватории, он на две каникулярные недели превращался для самарской детворы в главного зимнего волшебника.
Шубу Киселёву шили специально, из тонкой ткани, чтобы дедушка в помещении не парился. В 1974 году, когда театр оперы и балета закрыли на ремонт, весь реквизит перевезли и свалили кучей в одной из комнат Дворца спорта. Подошёл очередной Новый год – а шубы у Деда Мороза нет.
- Пришлось отправиться на поиски костюма. Свою одежду я не обнаружил, но, роясь в сценической рухляди, нашёл шикарную боярскую шубу из спектакля «Песня про купца Калашникова», который к тому времени был снят с репертуара. Шубу отреставрировали, подбили белым мехом, и она служила мне ещё очень долго.
Сценарии утренников нам писали очень длинные – тогда сценаристам платили постранично, и мы за 25-30 минут, которые были отведены на представление в фойе, не укладывались. Поэтому вместе с другим Дедом – Колей Суховым – сами начали сочинять тексты выступлений. Фантазировали напропалую! Подпускали шутки и для взрослых. Например, во времена талонной системы герой Петрушка бегал за Дедом Морозом и просил у него талоны, жалуясь, что у людей праздник, а им колбасу не на что купить. В наших представлениях принимал участие и маленький Серёжа Войтенко. У него была роль крокодила. Он так и выходил в зелёном костюме, с гармошкой в руках и пел «Я играю на гармошке». А в перерывах между утренниками уходил в учебные классы и усердно занимался. Гонорар, кстати, тоже получал!
Многие детишки так и норовили проверить, настоящий ли я – исподтишка дёргали за бороду. Приходилось для верности её ещё и приклеивать. Однажды представление уже закончилось, я спускаюсь по ступеням, а мне навстречу - девчушка: «Дедушка, мы опоздали. Ночью выехали, но все равно не успели!»