Примерное время чтения: 13 минут
1039

Самарский бульвар Капуцинов

Популярный в России столичный журнал о кино «Сине-Фото» отмечал на своих страницах в сентябре 1910 года: «Бесподобная Самара… На главной улице города (Дворянской) уже с пяти часов блестят яркие, манящие огни сконцентрировавшихся здесь пяти шикарных кинотеатров. Почти в середине улицы, в нескольких шагах друг от друга расположились биоскопы «Модерн» господина Баркова, «Бомонд-Иллюзия» господина Люриса, синематографы «Одеон» и «Унион», а также недавно открывшийся электротеатр «Триумф», принадлежащий двум владельцам – господам Ромашову и Чернову. «Триумф», возникший на развалинах старого электротеатра «Аполло», является самым вместительным в городе. Большой зрительный зал отделан в спокойном стиле «электрик», очень широкий и имеет два выхода в противоположные стороны. Экран оригинально белеет из глубины, благодаря особенной окраске рамки. Для музыкальных импровизаций под картины в «Триумф» приглашен талантливый пианист Ланге, а в фойе играет оркестр».

Самарский «бульвар Капуцинов» - улица Дворянская (ул. Куйбышева)

После первой знаменитой демонстрации картин братьями Луи и Огюстом Люмьер 28 декабря 1895 года в Большом кафе на бульваре Капуцинов в Париже прошло меньше трех лет. 26 мая 1898 года состоялась первая премьера синематографа в Самаре. В «Самарской газете» за 27 мая было помещено объявление о том, что в этот день «состоится сеанс синематографа, единственного в мире аппарата движущейся, живой фотографии настоящего Люмьера. Аппарат приводится в движение посредством электричества». Демонстрация первых картин «Дуэль», «Драка женщин», «Торжество коронования государя императора Николая II» проходила с 26 мая по 7 июня 1898 года в помещении собрания служащих на углу улиц Почтовой (ул. Шостаковича) и Саратовской (ул. Фрунзе). Параллельно с показом картин в собрании служащих синематограф Люмьера был включен в программу общественных гуляний в Струковском саду 2 июня, на долю которого, по замечанию «Самарской газеты», «выпал небывалый успех».

Дом Н. Д. Казаченкова, где в 1910 году был открыт биоскоп «Триумф»

В период с 1898 по 1907 годы сеансы синематографа в Самаре проводились в городском театре, в зимнем театре, ресторанах, общественных и правительственных зданиях, и, конечно, в Струковском саду. Рекламой и «отчетами» о проведении сеансов пестрили все самарские газеты. Например, в «Самарской газете» за 20 мая 1904 года была помещена реклама о предстоящем приезде в город синематографа Люмьера. В объявлении говорилось, что непременно будут показаны два отделения художественной картины живой фотографии и третье большое отделение, посвященное войне России и Японии, «снятое с натуры собственным корреспондентом на Дальнем Востоке».

 Реклама биоскопа «Триумф», 1911 год

Первое постоянное «каменное с железной крышей» помещение под биоскоп «Экспресс», по данным некоторых дел Центрального государственного архива Самарской области, было построено в Струковском саду неким К. В. Бремером в 1907 году. После скоропостижной смерти Бремера здание сдавалось под биоскоп братьям Дубининым и Берлину. Однако биоскоп в саду разорился из-за невиданной конкурентной борьбы с «плавучим» электротеатром дворянина Михаила Троицкого, баржа которого была пришвартована у Алексеевского (Красноармейского) спуска. Электротеатр Троицкого являлся первым в Империи кинотеатром на воде. В дальнейшем биоскоп Струковского сада бесплатно сдавался обществу народных университетов под демонстрацию просветительских картин.

 В период с 1907 по 1916 годы электротеатры начинают открываться по всему городу. В июне 1907 года открылся электротеатр «Экспресс» на углу улиц Панской (ул. Ленинградская) и Саратовской (ул. Фрунзе) под номерами банкрота Гудкова. После покупки и перестройки здания В. М. Сурошниковым и открытия гостиницы «Националь» в 1912 году электротеатр «Экспресс» продолжил свою работу. В ноябре 1907 года открылся первый синематограф «Электро-биоскоп» на улице Дворянской (угол с Алексеевской), принадлежавший М. Л. Финку. В нем показывали картины эротического содержания. Декабрь 1907 года подарил городу еще четыре биоскопа. 6 декабря 1907 года газета «Волжское слово» сообщала о вновь открывшемся первоклассном театре «Гранд-Электро» в доме С. А. Филимонова на углу улиц Москательной (ул. Л. Толстого) и Сокольничьей (ул. Ленинская) напротив Пушкинского народного дома.

Владельцем выступил сам купец и известнейший в городе домовладелец Степан Акимович Филимонов. 9 декабря 1907 года на углу улиц Соборной (ул. Молодогвардейская) и Москательной (ул. Л. Толстого) в доме Портнова открылся «Хроно-синематограф». 16 декабря 1907 года на углу Саратовской (ул. Фрунзе) и Заводской (ул. Венцека) в доме купца Летягина открылся театр «Модерн». 28 декабря 1907 года на улице Предтеченской в доме Ратнера открылся биоскоп «Комета». Наиболее интересным, по нашему мнению, был биоскоп «Модерн» с установленным в нем хрономегафоном. Демонстрация хрономегафона давала возможность одновременно воспроизводить звуки и движения на экране. Это была программа поющих и говорящих картин. Хрономегафоны поставляло в Россию парижское акционерное общество «Гомон».

После установки первых двух аппаратов в Москве, хрономегафон с группой механиков и демонстраторов появился в Самаре. 9 января 1908 года на Дворянской улице (ул. Дворянская) в доме Тепляковых открылся электротеатр «Метеор». Зрительный зал был оборудован новейшей системой вентиляции. 1 июня 1908 года начал работу электротеатр «Одеон» на углу улиц Симбирской (ул. Ульяновская) и Садовой. В антрактах играл оркестр Эстландского полка. Позже электротеатр с таким же названием открылся и на Дворянской. Вообще, следует отметить, что в Самаре было несколько кинотеатров с одинаковым названием (например, три синематографа «Модерн», два под вывеской «Одеон»). Небывалый ажиотаж вызвало открытие синематографа «Большой Музей-Паноптикум» в доме подрядчика Юрина на Предтеченской (Некрасовской) улице. Здесь кинокартины практически без остановки демонстрировались с 10 утра до 11 часов вечера. Фильмы на телефон можно было смотреть бесплатно весь день, заплатив за вход лишь фиксированную сумму – 25 копеек.

В этом синематографе впервые в Самаре использовалась новейшая автоматическая установка братьев Пате – оркестрион (аппарат с самоиграющим пианино). К 1909 году в Самаре насчитывалось 20 крупных и мелких синематографов, которые демонстрировали в основном зарубежные картины. В этом году можно было посмотреть фильмы «Современная страшная быль», «На ложе смерти и любви», «Змея и женщина», «Горбун – мститель», «Тайны Нью-Йорка», «Жестокое орудие смерти», «Кровавая харчевня» из 5 серий. После открытия первой российской фабрики кинолент А. О. Дранкова в Петербурге появилось много картин и с сюжетами из русской жизни. Так, например, в 1966 году на улице Арцебушевской в старом деревянном доме № 85 в тайнике была найдена лента производства фабрики Дранкова – «80-летний юбилей графа Л. Н. Толстого». Во время Первой мировой войны стали «крутить» самые разнообразные картины патриотического содержания. Большим успехом пользовались художественные фильмы «Их пропасть разделяла» и «Тайна завода Круппа».

 Период с 1909 по 1915 годы можно считать временем бурного роста числа самарских кинотеатров. К 1913 году их насчитывалось уже 34 при общем населении города – 170 000 жителей. Фильмы выписывались из Москвы либо поступали из местных отделений столичной фирмы братьев Пате (позже контору Пате в Самаре возглавил И. Н. Ермолаев), самарской конторы компании «Синематограф», отделения прокатной фирмы Ханжонкова, а также из самарской технической и водопроводной конторы братьев Клодт. Прокат кинолент стоил в районе 10 копеек за метр.

В 1909 году открылся шикарный синематограф «Модерн» на улице Дворянской (ул. Куйбышева), который сразу затмил все остальные театры. Известный самарский краевед и архивный работник А. А. Буданова еще в начале 90-х годов XX века обнаружила замечательное описание биоскопа «Модерн» в журнале «Сине-Фото» за февраль 1910 года, сделанное волжским корреспондентом: «В этой житнице Волги кинематографы поставлены довольно широко в качественном отношении. Лучший театр – «Модерн», славящийся по всей нижней Волге, принадлежит господину Ф. С. Баркову и помещается в центре города в прекрасно отделанном здании. Рассчитан на 250 – 300 мест со всеми удобствами.

Картины ставятся вторым экраном после Москвы. Господин Барков относится весьма заботливо и любовно к своему детищу и пользуется поэтому большими симпатиями публики. Дела здесь очень хороши». В этом же году начали свою работу на Дворянской улице синематографы «Аполло» хозяина кондитерской фабрики господина Мецлера, «Бомонд-Иллюзия» господина Люриса и «Одеон» господина Назарова.

Реклама кинематографической прокатной конторы И. Н. Ермолаева, 1916 год

Позже, в августе 1910 года на месте обанкротившегося «Аполло» был открыт самый вместительный и знаменитый самарский биоскоп «Триумф». Журнал «Сине-Фото» отмечал: «Новый «Триумф» и старый, имеющий хорошую репутацию театр «Модерн» из-за конкурентных соображений смело взяли первый экран». Новинки киноиндустрии демонстрировались одновременно с выходом на экраны Петербурга и Москвы. В 1910 году самарским обществом народных университетов в Пушкинском доме был открыт просветительский синематограф на пожертвования купца А. А. Субботина (3 000 рублей).

Газета «Самарский вестник» за 13 ноября 1910 года предлагала к просмотру в Пушкинском народном доме научно-популяные фильмы «Ниагара», «Ущелье реки Терна», «Этна», «Пауки». Частые пожары и несчастные случаи в самарских кинотеатрах вынудили городскую Думу принять в отдельном чтении специальный документ – «Обязательное постановление по устройству и содержанию театров-кинематографов в городе Самаре». Без строжайших проверок со стороны пожарной части и строительных отделений городской Управы и губернского Правления открыть синематограф стало просто невозможно.

 Электротеатр «Экспресс» под номерами гостиницы «Националь», 1913 год

26 апреля 1913 года мещанином Н. Д. Щелоковым был открыт «Художественный электротеатр» (ныне кинотеатр «Художественный»). В том же 1913 году владельцем биоскопа «Триумф» становится Ф. Барков, которому принадлежал синематограф «Модерн». Зал «Триумфа» был расширен и отремонтирован под контролем инженера А. Волошинова. Два этажа вмещали теперь 672 человека, а в фойе могли свободно разместиться еще 300 человек. 30 апреля 1913 года был устроен известный кинематограф А. Я. Никашина на улице Льва Толстого в 77 квартале 3 части города, который сначала назывался «Зеркало жизни», а позже переименован в «Модерн» (третий по счету в Самаре).

Биоскоп начал свою работу лишь в сентябре 1913 года после дотошных проверок строительного отделения и пожарников «на соответствие». Этот популярный синематограф был известен в советское время как кинотеатр «Смена». 19 октября 1913 года в 114 квартале 5 части города на улице Садовой в доме № 227 М. Е. Антоновым был открыт биоскоп Фурор в великолепном новом здании, построенном по проекту архитектора Котова. В Центральном государственном архиве Самарской области сохранились прошение М. Е. Антонова об открытии синематографа и подробные чертежи здания и зрительного зала. В начале 1914 года Барков, оставив за собой только биоскоп «Триумф», продал кинематограф «Модерн» крестьянину Самарской губернии Николаевского уезда Владимиру Михайловичу Смыслову, который проживал в этом здании и имел кондитерскую с кофейной комнатой. 28 июня 1914 года В. М. Смыслов подал прошение в Самарскую городскую Управу о пристройке к биоскопу «Модерн» нового двухэтажного здания с устройством в нем еще одного кинематографа – «Колизей».

Пристройка осуществлялась под контролем архитектора Клейнермана. 24 октября 1915 года после длительных бесконечных проверок строительного отделения кинематограф «Колизей» начал свою работу премьерой знаменитой картины «Ставка князя Матвея» по повести Сергея Ауслендера, которая согласно рекламным объявлениям «имела неслыханный небывалый успех». Газеты называли ее чудом фабрики «Кинолента». С 27 по 31 октября в кинематографе «Колизей» демонстрировался фильм в 4-х сериях по роману Крестовского «Петербургские трущобы» с участием знаменитого актера Максимова. Кинотеатр «Колизей» имел «огромный зрительный зал на 572 места, бесплатную вешалку и телефон». Во времена советской власти «Колизей» был переименован в кинотеатр «Молот». В 1915 году на углу улиц Льва Толстого и Успенской (бр. Коростелевых), в здании, которое позже принадлежало полиграфическому техникуму, был открыт кинотеатр «Вулкан» мещанина Л. Иванцова с буфетом.

В первые годы советской власти Иванцов, сочувствующий большевикам, проводил здесь собрания и митинги. 8 июня 1918 года он был казнен белочехами. К 1915 году кинотеатры начинают открываться в пригородах. На улице Соловьиной в доме № 6 рядом с Солдатской слободой открылся кинотеатр «Леопард», а в Мещанском поселке (ныне поселок бр. Кузнецовых) – «Кок». Кинематограф пришел даже на Аннаевское озеро в ресторан «Яр», а также в лесные дачи на Барбошиной поляне. Здесь был открыт синематограф самарского мещанина Александра Гавриловича Гурьянова в здании бывшего дачного театра Аблесимова.

В результате жесткой конкурентной борьбы, в условиях военного времени в Самаре к 1916 году по материалам краеведа Будановой в Самаре осталось только 11 кинотеатров: 1) «Художественный» Н. Д. Щелокова по улице Дворянской, 103; 2) «Триумф» Ф. С. Баркова по улице Дворянской, 96; 3) «Колизей» В. М. Смыслова по улице Дворянской, 92; 4) «Пате» С. А. Кошелева по улице Саратовской, 87; 5) «Прогресс» В. В. Шаталова на углу улиц Самарской и Панской, 53; 6) «Унион» П. С. Тулупова на углу улиц Дворянской и Льва Толстого; 7) «Модерн» на улице Льва Толстого; 8) «Вулкан» Л. Иванцова на улице Льва Толстого, 103; 9) «Фурор» М. Е. Антонова на улице Садовой, 227; 10) «Одеон» А. Е. Штеренберга на улице Садовой, 241; 11) «Леопард» Н. М. Дуберштейна на улице Соловьиной, 6. В Самарской губернии в уездных центрах и крупных селах также открывались синематографы. К концу периода НЭПа, согласно исторической справке газеты «Волжская Коммуна» от 20 февраля 1940 года, Кубышевкинотрест принял на свой баланс 123 кинотеатра по губернии.

Известные самарские краеведы Андрей и Ирина Демидовы очень поэтично писали о нашем городском синематографе начала XX века: «Все самарские девчонки тогда хотели походить на Веру Холодную. А таперы, как и положено, отбивали веселые ритмы на разбитом рояле. На экране менялись сцены, разгорались страсти. Зрители кричали: «Киношник, крути сызнова!» И люди на экране смешно двигались назад. И никто не задумывался, что в жизни ничего не повторяется и полюбившиеся сцены уже не вернуть».

Автор: Павел ПОПОВ

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

АиФ-Опрос

Что вы думаете о российском кино?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах