- Несколько лет назад, - припомнил блоггер и педагог, замдиректора Самарского медико-технического лицея Игорь Ермоленко, - расстояние от точки продажи алкоголя должно было быть 100 метров до границы территории учреждения или 120 метров, если у учреждения нет обособленной территории. Теперь же расстояние от образовательных и медицинских учреждений до таких заведений составляет 50 метров. А «разливайкам», которые ушлые хозяева переоформили в «точки общественного питания», дали преференции - для них расстояние сокращено аж до 25 метров. Это означает, что у территории практически любого детского сада или школы можно поставить киоск и наливать в нём алкоголь. Или торговать «на вынос». Где народ распивает, каждый самарец может наблюдать из собственного окна: чаще всего как раз на детских качельках-карусельках.
Член Общественного совета при Губдуме Дмитрий Шипуля не удивлен. Он отмечает, что власть, призывая людей к здоровому образу жизни, на деле действует совсем по-другому. По его мнению, многие решения государственной машины лоббируются или блокируются представителями нездорового образа жизни.
Алкогольное лобби перевесило
Этот тезис общественника в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» в Самаре подтвердил заместитель руководителя департамента потребительского рынка и услуг администрации города Станислав Максимов.
- По России минимальное расстояние составляет от 15 до 200 метров. Первоначально мы сделали 70 метров от детских и медицинских учреждений. Потом было совместное совещание с минэкономразвития. Они тоже смотрели: как это будет отражаться на алкогольных магазинах и какие из них могут попасть под лишение лицензии. Алкогольные ассоциации очень сильно свою обеспокоенность нам декларировали.
С противоположной стороны обеспокоенность демонстрируют педагоги, врачи, воспитатели - общественность уже обратилась к главе города Дмитрию Азарову с предложением внести изменения в этот документ, увеличив минимум вдвое расстояние от общеобразовательных и медицинских организаций до объектов торговли алкоголем вне зависимости от формы осуществления деятельности (в том числе для организаций общественного питания).
Дмитрий Шипуля советует взять на вооружение опыт зарубежных стран. «Однажды в Дэнвере, гуляя по городу, набрел на алкогольный магазин, из любопытства зашел, купил бутылку сухого вина. У меня спросили паспорт, затем запаковали бутылку в непрозрачный пакет. Тема меня заинтересовала, и я стал искать магазины с алкоголем. Нет, это был единственный, причем народу в нём было мало. Американцы, конечно, сторонники демократии, но не в том, что касается здоровья нации», - говорит эксперт.