После внесения изменений в единый госреестр юридических лиц предприятие освободят от обязанности раскрывать информацию о своей работе. Что послужило причиной перемен и к чему они приведут?
На два фронта
Изменения, которые происходят сейчас, - это лишь один из этапов реорганизации современного АвтоВАЗа. Эксперты связывают её начало с моментом присоединения предприятия к Renault-Nissan-Mitsubishi Alliance. Но влиять на решения «французского гиганта» по-прежнему могут Ростехнологии, которые обладают блокирующим пакетом акций.
«Сейчас у предприятия нет возможности стать независимым. Оно может только полностью перейти под контроль государства. Если сейчас фирма готовится к вхождению в госкорпорацию, то нет смысла оставаться публичной. Но, возможно, АвтоВАЗ будет поглощён Renault-Nissan-Mitsubishi и станет дочерней структурой глобальной компании. Тогда к ним перейдёт и марка «Лада», - прогнозирует развитие ситуации заведующий кафедрой мировой экономики СГЭУ Дмитрий Абрамов.
Партнёрство Ростехнологий и Renault-Nissan-Mitsubishi многие называют временным, поскольку каждая корпорация преследует свои интересы, которые отнюдь не идентичны. А раздел между собственниками может привести к глобальным последствиям.
«Renault - французская компания, которая владеет основными пакетами акций Nissan и Mitsubishi. Структура увеличила свой пакет акций ещё и в АвтоВАЗе. Если тольяттинский завод станет дочерним предприятием, Renault может закрыть весь наш модельный ряд, закрыть Lada. И выпускать в Автограде только определённые модели. Например, Datsun, который уже производится в Тольятти, хотя является прямым конкурентом нашим автомобилям», - отметил Дмитрий Абрамов. По прогнозам экспертов, в ближайшие 2-3 года АвтоВАЗ могут ждать изменения. Renault продолжит развиваться, и уже сейчас создаётся необходимая инфраструктура в нашем регионе.
Налоги и рабочие места
Непубличные общества освобождаются от обязанности составлять стандартный отчёт и каждый год публиковать его. К тому же многие компании хотят стабильного существования, а инвесторы в публичных корпорациях меняются чаще. В закрытой компании, как правило, они долгосрочные и их доли чётко обозначены. Взаимодействовать компания будет только с конкретными инвесторами, что упрощает её работу. Только для них раскрывается информация о рентабельности, эффективности работы предприятия, инвестиционной политике, финансировании проектов и т.д. Есть и отрицательные моменты.
«Главной угрозой в данном случае является наличие в финансово-промышленных группах так называемых внутренних отпускных цен на продукцию, когда дочерние производства будут предоставлять продукцию по внутренним ценам управляющей компании, а та будет осуществлять продажу на внешнем рынке. И все налоги с реальной цены готовой продукции будет платить по месту своей регистрации. Самарская область может лишиться части поступлений по налогу на прибыль. По налогам на имущество, землю, НДФЛ ситуация останется прежней. Также холдинг будет принимать самостоятельные решения о численности персонала. И в случае углубления кризиса и падения спроса на продукцию АвтоВАЗа мы можем столкнуться с ситуацией массовых сокращений рабочих мест», - пояснил президент Национального института профессиональных бухгалтеров, член рабочей группы Минфина РФ по совершенствованию государственного финансового контроля Дмитрий Яковенко.