А вот если задумывается, то предпочитает гипермаркетам продуктовые мини-рынки, где ещё можно по приемлемым ценам найти свежую и качественную продукцию, произведённую не за тридевять земель, а в нашей области или в ближайших соседних регионах. Вот только предложение и на мини-рынках сокращается. Производить мясо, молоко и овощи крестьянам становится невыгодно.
Слишком маленькие
Крестьяне не могут продавать свою продукцию в крупных торговых сетях, захвативших большую часть самарского рынка, по двум основным причинам. Первая - высокий входной бонус за право выставить свой товар на прилавок большого магазина. Неформально, как утверждают эксперты «АиФ-Самара», он продолжает существовать. И вторая - невозможность удовлетворить требования гипермаркетов к объёму продукции ― сетевики стремятся закупать продукцию у крупных производителей, не желая иметь дело с малым и средним бизнесом. - Одной из основных проблем для сельхозпроизводителей является доступ к площадкам для реализации продукции. Дело в том, что порог входа в организованный розничный ритейл для них весьма высок, в то же время имеют место административные и прочие сложности при выходе на другие каналы сбыта, - говорит аналитик ИК «ФИНАМ» Анна Мишутина. В результате торговать плодами своих трудов крестьяне могут только на рынках и специализированных сезонных ярмарках. Ещё одна призрачная возможность - стихийная торговля. С учётом того, что в последнее время в Самаре ощутимо сократилось количество ярмарок, а городские власти активно борются с незаконной торговлей, некуда бедному крестьянину податься.
Жирует посредник
Государство поддерживает малый и средний бизнес на селе всё больше на словах. - По нашим оценкам, размер нереализованной продукции у сельхозпроизводителей составляет до 50%. Зачастую такая ситуация определяется политикой оптовиков, допускающих минимально возможную наценку на сбываемый товар, вплоть до величины его себестоимости», - констатирует Мишутина. Оценки эксперта подтверждает и Гумар Валитов, заместитель председателя комитета губдумы по сельскому хозяйству и продовольствию: - Прежде чем товар попадает на рынок, он проходит через несколько рук: производитель и несколько перекупщиков. Последние в цепочке ― посредники-оптовики ― поставляют всю продукцию на рынки, где она расходится по населению. И стоимость товара в связи с этим сильно возрастает. В результате товаропроизводитель получает минимальный доход, а максимальный ― посредники. Рентабельность производства сельхозпродукции очень низка, сельхозпроизводители закредитованы. Потому-то в области идёт постоянное сокращение производства сельхозпродукции. По словам Валитова ещё на этапе вхождения крупных торговых сетей в регион областные чиновники должны были договариваться с ритейлерами о правилах игры. Как это было сделано в Татарстане, Башкирии и в Белогородской области, где сетевики должны реализовывать 30% продукции, произведённой в регионе. «А у нас я таких договоров не видел», - утверждает Валитов.
Кооперация: вид снизу
Выход ― в развитии потребительской кооперации. Казалось бы, чиновники Минсельхоза давно за неё ратуют. Но опять-таки всё больше на словах. «В советское время везде были организации потребкооперации. Это были свои заготовительные организации, переработка, торговля, транспорт, складские хозяйства. Теперь всего этого нет», - говорит Гумар Валитов. Впрочем, судя по официальным данным Минсельхоза, на программу развития потребкооперции на селе выделяются существенные средства ― 50 млн рублей в нынешнем году. И благодаря господдержке в 2010 году организации потребкооперации закупили в личных подсобных хозяйствах 1069 тонн мяса, 4,6 тыс. тонн молока, более 1,6 млн яиц, 924 тонны картофеля и 413 тонн овощей. Но депутат губдумы оптимизма министерских чиновников не разделяет, у него свои подсчёты: «У нас в области осталось всего 100 тысяч коров. Из них только половина ― молочное стадо. Остальное ― мясные породы, не дающие молока. Иными словами, Самарская область себя такими продуктами, как мясо, молоко, яйца, обеспечивает всего на 27-30%».