Предприятие обратилось в Арбитражный суд области с истребованием так называемых «выпадающих доходов» - компенсации за перевезенных им в 2007 году льготников, пользующихся единым социальным проездным билетом (ЕСПБ). Исковые требования МП «Пассажиравтотранс» к министерству обозначил почти в 124,5 млн. рублей. Еще 28,5 млн. рублей МП собиралось получить с российского Минфина. Однако суд признал за региональным Минфином только 10 млн. рублей долга. С чем, в свою очередь, не согласились уже ответчики. Они успели написать и подать жалобу на это решение суда первыми. 8 сентября Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в своем постановлении оставил решение, не понравившееся ни одной из сторон, в силе. Мы попытались выяснить, отчего расчеты перевозчика и «спонсора» льготного проезда так резко отличаются.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в судебной тяжбе делу привлекался городской Департамент транспорта. Его руководитель Андрей Романико разъяснил, что в соответствии со статьей 790 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда установлены законные льготы или преимущества по оплате за перевозку пассажиров и багажа, расходы, понесенные транспортной организацией, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета. То есть, за проезд областных льготников должна платить область, за проезд федеральных льготников – государство. «Решение Арбитражного суда Самарской области было вынесено исходя из разницы между стоимостью 50 поездок для граждан и стоимостью единого социального проездного билета, - пояснил Романико.
- МП «Пассажиравтотранс» применил методику расчета убытков исходя из 90 поездок, которые совершили льготники по ЕСПБ в месяц, в связи с тем, что в Самаре внутригородские перевозки пассажиров осуществляются на 4 видах транспорта - автобусе, трамвае, троллейбусе и метро». Между тем, у областного Министерства управления финансами своя методика расчетов – чем меньше, тем лучше. Помогает в этом и отсутствие какого-либо правового акта, регулирующего порядок расчетов по перевозке льготников. Во всяком случае, со слов и.о. министра управления финансами Самарской области Владимира Панфёрова, в настоящее время документ до сих пор не принят (!).
«Требования истца по данному делу основаны на применении методики расчёта недополученных доходов, разработанной самим истцом и не основанной на действующем законодательстве, - считает Панферов. - Также МП «Пассажиравтотранс» не представил конкретных документов и иных доказательств, подтверждающих фактически произведённые затраты на транспортное обслуживание льготных категорий граждан. В этой связи, министерство в суде первой инстанции возражало против удовлетворения заявленных требований и после вынесения решения обжаловало его в апелляционном порядке. Что касается порядка возмещения транспортным организациям расходов, понесённых ими в результате перевозки отдельных категорий граждан по ЕСПБ, то он ежегодно утверждается соответствующим постановлением Правительства Самарской области».
Нам неизвестно, удовлетворится ли область оставленным в силе вердиктом, но в «Пассажиравтотрансе» намерены оспаривать решение суда в кассационной инстанции. Заместитель директора по правовым вопросам МП «Пассажирский автомобильный транспорт» Татьяна Апаркина в телефонной беседе отметила, что подобная ситуация складывается не только в транспортной отрасли, но и других сферах, где существуют льготы. Все дело в том, что государство закрепило льготы в законах, но не предусмотрело порядок их возмещения в полном объеме. Оттого не только в Самарской области, но и в других городах России у области и у города – разные взгляды на взаиморасчеты. «Мы – как раз заложники такой ситуации, и ведем, по сути, убыточную деятельность, - рассказала Апаркина. - Прекратить перевозить льготников мы не можем, потому что есть закон, и мы должны его соблюдать. Остается требовать возвращения убытков через суд».
Елена ЗНАМЕНСКАЯ