Управляющие компании (УК), к которым от муниципалитета перешло право на обслуживание большей части жилого фонда, вызывают у жителей такое же недовольство, как и прежние коммунальные конторы.
Хромает закон
На днях комиссия по местному самоуправлению, строительству и ЖКХ Общественной палаты Самарской области пригласила руководителей УК Самары, депутатов городского и губернского парламентов и представителей общественных организаций обсудить на «круглом столе», что же мешает управляющим компаниям работать как следует. Помех, как выяснилось, хватает. Практически все представители УК жаловались на прессинг поставщиков услуг, требующих предоплату за поставляемые ресурсы, при том что жители вносят платежи позже и не в полном объёме. Чтобы вовремя расплатиться с ними, УК вынуждены использовать средства населения на содержание жилья и текущий ремонт, что, естественно, на качестве обслуживания сказывается не лучшим образом. На взгляд финдиректора УК «Жилкомсервис» Людмилы КАНАРЕВОЙ, изменить эту ситуацию можно, если устранить «концептуальные ошибки в федеральном законодательстве, регулирующем взаимоотношения УК и поставщиков услуг».
Нет отчёта - нет оплаты
Ещё одна беда - долги жителей по коммунальным платежам. Из-за этого, жаловались представители УК, они не могут предоставлять услуги по содержанию жилья и текущему ремонту в полном объёме. Однако, по мнению члена Общественной палаты и председателя ТОС Надежды КУРАПОВОЙ, сетуя на неплатежи, управляющим компаниям «не худо было б на себя оборотиться». - Люди и не будут платить, пока управляющие организации не поймут, что собственникам жилья надо предоставлять полную информацию, на что тратятся их средства, - подчеркнула Курапова. - Что с ними надо обсуждать, какие виды работ проводить в первую очередь, и отчитываться за каждую копейку. Сейчас же ситуация плачевная: управляющие компании почему-то в своих отчётах не показывают деньги, которые они получают от организаций, занимающих помещения в жилых домах; неизвестно куда уходят сэкономленные средства при использовании приборов учёта.
Мэр просьбу не услышал
Не обошлось и без увесистого камня в огород муниципальной власти. По мнению Надежды Кураповой, форма договора, разработанного в недрах горадминистрации, провоцирует управляющие компании пренебрегать правом жителей быть полноправной договаривающейся стороной. Никакие поправки, которые собственники квартир пытались внести в договор, ими просто не принимаются. Председатель комиссии по ЖКХ Общественной палаты Виктор ЧАСОВСКИХ обратил внимание участников «круглого стола», что сами жильцы, как правило, не рвутся организованно отстаивать свои права в обслуживающих организациях и находить общий язык. На его взгляд, причин этому несколько. Кто-то никак не может осознать себя собственником и не понимает, что от его активности тоже многое зависит. А большинство жильцов не могут договориться между собой, и чаще всего вовсе не из-за несовместимости характеров, а попросту потому, что людям элементарно негде собраться, чтобы обсудить общие проблемы своего дома.
- Еще полгода назад Общественная палата обратилась к главе Самары с предложением предоставить жителям возможность использовать актовые залы школ во внеурочное время на безвозмездной основе, чтобы проводить общие собрания собственников жилья, - рассказал Виктор Часовских. - Ответа от Виктора ТАРХОВА мы не получили до сих пор. Почти полтора часа конструктивного разговора на «круглом столе» пролетели незаметно. А дельного прозвучало очень много. Так, участники дискуссии поддержали предложение Надежды Кураповой направить в горадминистрацию рекомендацию разработать правовой акт, который узаконит такую форму самоуправления, как домком. Без официального статуса управляющие компании их просто не признают. Была поддержана и идея спикера Губдумы Виктора САЗОНОВА о составлении карты на каждый многоквартирный дом силами УК и собственников жилья. Виктор Часовских заверил участников дискуссии, что все предложения будут систематизированы и направлены в органы власти Самары и губернии.