Программа по переводу техники на газообразное топливо начнет работать в Самарской области уже в этом году. В соответствии с концепцией, на газомоторное топливо будут переводить пассажирский транспорт, коммунальную и сельскохозяйственную технику. Затраты на перевод машин на новый вид топлива будут частично компенсироваться за счет федерального бюджета. Федеральный центр готов выделить 3,8 млрд рублей, эта сумма будет выделена на весь Приволжский федеральный округ, сколько денег достанется Самарской области пока неизвестно, но чиновники отмечают, что объемы финансирования будут зависеть от активности регионов.
Реализовывать амбициозный проект самарским властям придется в сжатые сроки. Правила использования федеральных субсидий должны быть сформулированы до августа 2014 года, деньги начнут поступать в октябре, а закупку техники и оборудования нужно будет провести до апреля 2015 году. Окончательное обновление транспортного парка должно закончиться в 2016.
Региональные власти хотят повысить уровень использования газомоторного топлива в общественном и дорожно-коммунальном транспорте в городах-миллионниках до 50% от общего количества единиц техники. В городах, где живет более 300 тысяч человек, например, в Тольятти, на газ должно перейти до 30% такой техники. А в населенных пунктах от 100 тысяч человек - до 10%.
Заправок не хватает
Расходы на перевод техники на газомоторное топливо только часть грядущих затрат. Потребуются серьезные инвестиции в строительство газовых заправок. На сегодняшний день во всей Самарской области работает только шесть газовых заправок. Этого количества явно не хватит на возросший парк транспорта на газомоторном топливе.
Областные власти планируют оказать поддержку развитию заправочной инфраструктуры, также планируется использовать мобильные заправочные станции.
«Для Самары или Тольятти будет достаточно трех передвижных станций, для Сызрани — одной. Что касается стационарных станций, то их региону может понадобиться до 120, если мы хотим перевести на ГМТ 50% перевозок», - считает врио губернатора Самарской области Николай Меркушкин.
Областные власти будут содействовать в предоставлении участков для строительства газовых АЗС, в частности в новых микрорайонах Самары.
Непосильные расходы
По убеждению властей, перевод техники на ГМТ позволит не только удешевить проезд на общественном транспорте (ведь газ стоит в два раза дешевле - 14-15 руб. за кубометр), но и улучшить экологическую ситуацию. Именно общественный транспорт в крупных городах даёт до 90% экологической нагрузки.
Но массовый переход техники на газомоторное топливо может оказаться слишком дорогим для владельцев транспорта. За счет федеральных субсидий будет компенсировано только 30 % расходов на переоборудование транспортного парка, остальные 70% придется вкладывать собственникам.
«Обычный автобус стоит 5 млн руб., а газомоторный - от 8 млн», - рассказал корреспонденту «АиФ в Самаре» директор группы «Март» Пётр Барсуков.
По его словам, техника эта может оказаться бюджету просто «не по зубам». По словам Барсукова, только для одной областной столицы придётся закупить 300-400 ГМТ-машин.
«Видимо, властям некуда девать деньги, раз принято решение массово закупать в регионе газомоторную технику. Расходы на подобный транспорт, на переоборудование действующего и на создание необходимой инфраструктуры могут быть миллиардными. Зачем тогда мы строим в регионе новый нефтеперерабатывающий завод для производства бензина?» - недоумевает член комитета по строительству и транспорту Самарской губернской думы Сергей Ракитин.
Есть еще один важный фактор при расчете расхода газового топлива. Расход газа в двигателях внутреннего сгорания нужно не в литрах, а в килограммах. 1 литр сжиженного газа весит примерно 0.55-0.58 килограмма, литр бензина весит 0.71 кг. То есть расход газа при пересчете в литры будет больше, на литр бензина нужно сжечь примерно 1,3 литра сжиженного газа.
Напомним, что в прошлом году цены за проезд в самарском муниципальном транспорте выросли с 18 до 20 руб. по причине «обновления автопарка». В то время как, например, в соседнем Волгограде они сохранились на уровне 12 руб., а в Ярославле и Перми - 16 руб.