Примерное время чтения: 4 минуты
185

Мыши в Самаре пошли в атаку

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. АиФ-Самара 12/10/2011

Опасные связи

С началом осени в Самарской области участились случаи заболевания геморрагической лихорадкой с почечным синдромом. По сообщению регионального управления Рос­потребнадзора, за восемь месяцев зарегистрировано 56 случаев, из них 20 - в августе. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года уровень заболеваемости вырос в 1,3 раза. Эпидемию среди людей санитарные врачи связывают с ростом популяции рыжих полёвок — основных переносчиков заразы на территории Самарской области. Исследования, которые много лет подряд проводят на территории Жигулёвского заповедника наши биологи, показывают, что вспышки естественной рождаемости этих мышей наблюдаются с периодичностью в три - пять лет. И тогда маленькие вирусоносители объединяются в мышиные мегаполисы.

Смерть ежам и белкам

Санитарные службы особо опасных районов выходят в эти мышиные города на охоту. Если методика борьбы с насекомыми отработана, например домашние муравьи уничтожение которых занимает совсем мало времени, то массовое уничтожение грызунов вызывает абсолютно нормальную для всех зверей реакцию - они начинают плодиться с ещё большим азартом. Одна мышь, например, может за сезон принести дважды по 8 мышат. Размножаются не только уцелевшие после катаклизма мыши–аборигены, но и мыши–мигранты, ринувшиеся на освободившуюся территорию. - В результате, расправляясь с вирусоносителями, человек провоцирует их на интенсивное размножение, сбивая их природный ритм, - объясняет заместитель директора Жигулёвского заповедника Галина Лебедева. - Становится невозможным даже краткосрочное прогнозирование вспышек численности. А это, между тем, очень важно. Так как именно высокая численность грызунов весной, по наблюдениям сотрудников заповедника, чаще всего предшествует эпидемии гемолихорадки осенью. До сих пор главным средством борьбы против носителей вируса был яд. По наблюдениям экологов, от него погибают не только грызуны, но и другие обитатели лесов - птицы, сони, ежи, белки. Гибнут и домашние животные. В окрестностях Бахиловой поляны, к примеру, только через одиннадцать лет после масштабной обработки территории от мышей вновь стали появляться белки. Именно столько времени понадобилось природе для восстановления местной популяции этих очаровательных лесных зверушек после применения ядов, обладающих, как написано в инструкции, «избирательной токсичностью для грызунов».

К людям на кормление

И вот что ещё беспокоит самарских биологов. Отравленные мышь, птица, соня в конце концов будут съедены. А значит зараза передастся тем, кто отведал токсичного мясца, а именно падальщикам — тем же воронам, и хищникам – лисам и волкам. Но самое неприятное для человека, замечает биолог, это то, что вирус не погибает, а продолжает жить в природе: в валежнике, в почве, продуктах питания, мусоре, то есть везде, где проскакал, пробежал, прополз хоть и отравленный, но ещё живой зверёк. А значит природный очаг гемолихарадки продолжает существовать. Более того, рыжая полёвка в последнее время всё чаще выходит в «люди». Мышей привлекают огромные свалки мусора, накапливающиеся на окраинах поселений и вдоль обочин дорог, а также заросли сорной растительности. Если наладить регу

ФАКТ

- Время от момента заражения «мышиной лихорадкой» до появления клинических симптомов обычно составляет 14-21 день, но может удлиняться до 46 дней. Заболевание начинается остро - с озноба, повышения температуры тела, появления сильных головных болей, ломоты в мышцах и суставах, потери аппетита, общей слабости, затем появляются боли в пояснице и животе. Позже развивается острая почечная недостаточность. Исход заболевания зависит от своевременности начатого лечения.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

АиФ-Опрос

Что вы думаете о российском кино?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах