aif.ru counter
103

Самара скоро провалится под землю

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. АиФ-Самара 14/09/2011

Администрация города создала чрезвычайную комиссию, которая расследует причины дорожных провалов. Её возглавляет бывший прокурор Самарской области, а ныне заместитель мэра Александр ЕФРЕМОВ. - Анализ ситуации по аналогичным случаям в других регионах показал, что обрушение асфальта на дорогах, к сожалению, не редкость и в других крупных городах России, - утешил жителей Самары Ефремов. На сайте администрации появилась информация, что в следующем году планируется проведение масштабных ремонтных и профилактических работ по предот­вращению подобных ситуаций. А первый вице-мэр Виктор КУДРЯШОВ призвал самарцев передавать информацию о потенциально опасных участках дорог, связанных с просадкой грунта, размывом дорожного полотна, порывами на коммуникациях, оперативному дежурному администрации по телефону 332-04-34. Впрочем, оперативному дежурному итак скучать на рабочем месте не приходится. А до следующего года — с нынешним износом городских коммунальных сетей — ещё нужно дожить.

Самарские «атлантиды»

Еженедельник «АиФ-Самара» уже писал, что жители домов, владельцы гаражей и офисов, расположенных на участке между улицами Ново-Садовая, Челлюскинцев и Соколова, готовят обращение к главе города Дмитрию АЗАРОВУ. Дело в том, что из-за неисправной ливнёвки цокольные этажи этих зданий подтапливаются, а заболачиваемость грунта там выше нормы. - Обеспечить сброс всех подземных потоков смогут только ливнёвки, которые откроются после реконструкции улицы Луначарского и запуска метро в районе станции Алабинской. А до тех пор угроза того, что грунт под зданиями поплывёт, сохраняется,- пояснил гендиректор проектировочной компании «Арма» Юрий ЩЕРБАКОВ, раньше возглавлявший отдел в Горпроекте. Как и сохраняется опасность дорожных провалов.

В этом на днях признался мэр Самары: - Коммунальное хозяйство Самары в плачевном состоянии, и поправить всё за год-два не получится. И привёл статистику. Количество провалов на дорогах в 2008 – 334, в 2009 – 343, в 2010 – 341. В этом году – пока чуть более 200. - Я думаю, все понимают, что нужны колоссальные инвестиции в коммунальное хозяйство города. И если есть полное понимание, как работать с частными компаниями, то по муниципальному хозяйству решения ещё предстоит найти. Ни МУПы, ни городской бюджет не «потянут». Именно поэтому ведём большую работу по разработке комплексных программ, которые позволят привлечь инвестиции, как бюджетные, так и частные, в рамках частно-государственного партнерства, - заявил Дмитрий Азаров. Но Юрий Щербаков уверен: главная беда городских коммунальных систем — наша извечная надежда на русское «авось».

- Все трубопроводы в процессе эксплуатации должны подвергаться гидравлическим испытаниям для обнаружения утечек. Теплосети проверяются два раза в год, а вот сколько раз на деле испытываются водоводы – неизвестно. Провалы автомобилей под асфальт – это не случайность. Это плохое содержание собственником своих сетей. Проблема и в том, что трубопроводы проложены под узкими городскими улицами, особенно в старой части города. По мнению проектировщика, решение одно: надо добиться, чтобы новые сети принимались в строгом соответствии с правилами приёмки, а за старыми следили по правилам эксплуатации.

Капля камень точит

Между тем, по словам специалистов, строителей и геологов, от воды можно ожидать и другой беды. Город Самара стоит на карстующихся породах. И если аварии с водоводами, ливнёвкой и канализацией будут происходить и дальше, то это не может не вызвать карстовые процессы. Капля, как говорится, и камень точит. Вода размывает грунт, и пока в провалы падают только машины. Но, если аварии не прекратятся, велика возможность разрушения домов. Примеры есть. С десяток лет назад в посёлке Управленческом чуть было не ушёл под землю пятиэтажный дом. Пять лет назад в микрорайоне Кузнецова пришлось срочно стягивать девятиэтажку металлическими скобами. Аварии на водных магистралях города учащаются с каждым годом, значит беда может грянуть в любую минуту. По словам заведующего кафедрой инженерной геологии, оснований и фундаментов Самарского государственного архитектурно-строительного университета, кандидата технических наук Андрея Мальцева, вода - страшная природная сила, с которой человек ещё не способен бороться.

- Вода - природная сила, которая ещё не вполне изучена человеком. В строительстве она опасна практически для любых грунтов, - предупреждает учёный. - Природная вода ухудшает их свойства, вымывает и растворяет породы. В результате этого могут образовываться подземные полости. Ещё опасней, если в грунт попадает «техногенная» вода - химически активная, с щелочами или кислотами. Именно такие протечки образуются в результате аварий на водоводах, коммуникациях. Ведь наше подземное хозяйство не имело капитального ремонта более 40 лет. Процесс изменения свойств грунтов может идти быстро, например если вода замачивает просадочные грунты. Но куда опаснее своими последствиями длительный процесс, например, образования суффузионных пустот в карстующих породах. Он часто происходит в грунтовых массивах, служащих основаниями зданий и сооружений города Самары.

- Понятно, что мы не всегда его можем наблюдать воочию, а лишь в тех случаях, когда карст имеет поверхностные проявления, - говорит Мальцев. - Однако нередки случаи образования подземного карста, который может быть обнаружен только изысканиями. К сожалению, сегодня диагностику и мониторинг состояния грунтовых массивов не производят. Поэтому пустоты в грунтовых массивах обнаруживают, как правило, в процессе проведения изысканий на площадках под конкретные здания либо по факту провала, например, дорожного полотна. Кстати, последние подземные изыскания проводились Самарским трестом инженерно-строительных изысканий в 1986 году.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах