Мое «я». Психологическое развитие ребенка
«До своего рождения ребёнок находится в полном слиянии с мамой. Общая кровь, общий воздух, общие переживания. Мама и есть мир ребёнка. После рождения появляется другой новый мир, который ещё только предстоит осваивать», - рассказывает детский психолог Елена Гудушина.
В первый год жизни ребенок только начинает знакомиться с миром. Перед ним он абсолютно беспомощен. Поэтому самая главная и жизненно важная его потребность в этот период – забота взрослого. Через нее формируется привязанность, уверенность в этом мире. В данный период времени взрослый должен быть всегда рядом. Особенно откликаться на зов маленького человека и почти всегда угадывать его желания и потребности.
В период от года до трех лет малыш начинает самостоятельно перемещаться. Тут включается важная потребность в исследовании этого мира. Но, несмотря на это, ему нужна поддержка взрослого. Поэтому ребенок будет пробовать немного отходить и возвращаться, отходить и звать, чтобы проверить, безопасно ли это. Если «поход» оказывается успешным, а взрослый рядом, то можно и отойти дальше. Сокращается расстояние в момент, когда взрослый пропадает из поля зрения.
Что делать родителям?
Задача родителя – обеспечить безопасность и быть рядом. Не стоит ожидать, что ребенок будет понимать ваших слов, но он точно оценивает ваши действия. И если мама исчезает, то это очень важный повод не упускать ее из виду. Также важной задачей взрослого является «контейнирование». Принимать ребёнка в любых его чувствах, утешать или радоваться вместе с ним. Так он понимает, что с ним все хорошо, и он нормальный.
И вот кризис негативизма, (кризис трех лет) – испытание для всех. От полного слияния в утробе матери не остается и следа. В три года ребенок точно понимает, что он – это он, а другой – это другой. Появляется личное «Я». Ребенок учится жить в мире, в котором его воля ограничена волей других людей. И для него это непросто. Например, непросто понимать, что мы можем хотеть разного или что мы в принципе разные. Тут главная задача любого родителя - найти договоренность и научить этому ребенка. Задача сложная, но точно станет хорошим вкладом в будущую жизнь и отношения.
Мир трехлетнего ребенка отличается от пятилетнего. На 4-5 году жизни, у малыша есть большой опыт с материальным миром и людьми. Он умеет договариваться, заявлять о своих желаниях, выполнять поручения взрослых. Ребенок способен к эмпатии и рефлексии. Ребенок играет, фантазирует и продолжает нуждаться в помощи и поддержке взрослых. Он все еще раним. Поэтому задача взрослых - понимать, говорить, объяснять своему почемучке все на свете, «контейнировать», а также обеспечивать безопасность, помогать дальше, исследовать этот мир.
«И послесловие: у каждого возраста своя задача, свои навыки и умения. Разные вещи можно объяснить ребёнку по-разному, в зависимости от возраста, с учётом его возможностей и умений. Всему свое время», - добавляет детский психолог.