Световым оформлением спектакля занимается художник по свету из Санкт-Петербурга Евгений Ганзбург. Вместе со светорежиссёром мы поговорили о магии сцены.
Марина Куцина, АиФ: Евгений Леонидович, Вы сотрудничаете с театрами по всей России. Почему из самарских театров чаще всего участвуете в постановках новокуйбышевской «Грани»?
- Мне очень нравится этот театр. Он стремительно развивается. И сегодня это один из самых интересных драматических театров страны. Денис Сергеевич (ред. Бокурадзе) меня пригласил несколько лет назад – и я ни разу об этом не пожалел.
-Когда смотришь новый спектакль «Манкурт», кажется, что небольшое сценическое пространство театра раздвигается: и ты оказываешься там, в сарозекской степи, сопереживаешь истории Найман-Аны, не примирившейся с участью сына, которого подвергли ужасной пытке - лоботомии по- азиатски…
- Эта легенда. Манкурт- человек без прошлого. Не знает, кто он, откуда родом, не знает своего имени, не помнит детства, отца и матери, не осознаёт себя человеком. Печальная и тяжелая история.
Но как страшно не видеть и будущего, не двигаться вперёд. Ведь ничего не повторяется.
Откуда у сцены дыхание?
-К каждому спектаклю вы пишете свою световую партитуру. Как бы вы «подсветили» нашу эпоху?
- Жизнь в каждый момент – это жизнь в космосе. И театр – кусочек этой жизни и этого космоса. И наша задача, наверное, - уменьшение энтропии. То есть - уменьшение хаоса.
Свет – это дыхание сцены, чистейшая энергия. Свет объединяет, связывает всё на сцене. В этом и есть наша магия. На сцене возможны любые чудеса, кроме нарушения законов природы. Впрочем, иногда и эти законы удаётся нарушить. Но это единственное, что нас сдерживает. А вообще большая удача, на мой взгляд, когда зритель не задумывается о том, как выставлен свет, с помощью каких средств это достигнуто, и кто над этим работал, когда зритель воспринимает спектакль целиком, не разделяя его на компоненты. Тогда это хорошая работа. И ещё - свет не может быть без тени. И это тоже работает на нашу историю.
-Вам нравится решать трудные задачи с освещением, например, для нестандартной сцены?
- Да, конечно. Но главная задача, главная трудность, главная радость – это люди. Существует театральный парадокс, связанный вовсе не с техникой. Творчество- это всегда удел одиночек, глубоко индивидуальная вещь. А театр – это коллективная работа. По сути, коллективного творчества не бывает, кроме театра. Ну и кинематографа, конечно. Мы вместе идём к результату. Наша самая главная «технология» связана с людьми. Сложность не в том, как расположить прожекторы и в какой последовательности их включить. Если музыка может обладать самостоятельной ценностью, то свет – это неотделимая часть спектакля. Сначала нужно сформулировать задачу – вместе с режиссёром, сценографом.
-Какими средствами вы пользуетесь в своей работе? Как относитесь к технологиям дополненной реальности?
- Прекрасно, что сейчас с невероятной скоростью развиваются технологии театра. Двадцать пять лет назад у нас было пять разновидностей светофильтров и шесть разновидностей световых приборов. Сейчас у нас несколько сотен светофильтров. А современные световые приборы с синтезом цвета вообще практически не ограничены в цветовой палитре.
И появляются всё новые инструменты. И пусть это всё будет. Пусть всё работает. Театр должен удивлять.
Почему не хватает светотехников?
- Где в нашей стране можно обучиться режиссуре света?
- Это проблема, конечно. Проблема хорошо обученных кадров. Ещё недавно всё было почти катастрофично. Сейчас уже не так плохо. В Москве вообще хорошо – Театрально-Технический колледж (ТХТК), Школа - Студия МХАТ, Школа Райкина. В Петербурге в РГИСИ (бывшем СПбГАТИ) я веду курс художников – технологов по свету, в нашей Школе ШОУКОНСАЛТИНГ мы также открыли курс обучения руководителей служб постановочного освещения театров и много всяческих прикладных курсов. Постепенно ситуация с обучением улучшается. В первую очередь там, где руководители театров об этом думают и заботятся.
Кроме того – ведь учишься всё время. Это никогда не останавливается. У меня есть ощущение, что многое про работу я понял только сейчас, а многое, наверное, ещё пойму – завтра.
А люди работают в театрах просто замечательные, прекрасные, талантливые. И за очень маленькую зарплату. Это же взаимосвязанные вещи – низкая оплата труда и недостаток кадров.
Забава для молодой души
- Какими средствами можно волшебство театра перенести домой?
- О! Для домашнего театра подойдет всё. Главное - не спалить квартиру. Моему младшему сыну 8 лет. И он с друзьями у нас дома устраивает спектакли. Они ставят пьесы, которые сами и придумывают. Я ему подарил настоящий театральный прожектор, правда маленький. Он играет со светом, тенью. Одна из любимых игрушек - зеркальный шар. Человечество придумало театр, когда было молодо. Театр – для молодых. Молодых душой.