В нашей области активно возвращают памятники истории и культуры - старинные православные храмы и часовни. Об этом рассказал помощник Управляющего Самарской епархией протоиерей Сергий Нестеров.
Жертвы богоборчества
- Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий и светские власти области сошлись в главном: надо без промедления восстанавливать храмы - памятники истории и архитектуры. Делать это, по действующему законодательству, дозволено лишь с разрешения минкультуры. Провели инвентаризацию разрушенных церквей. Выявили 49 таких храмов - печальное наследие эпохи богоборчества, 22 из них приписали к ведущим приходам епархии.
- Отец Сергий, что значит - приписной храм?
- Это храмы, которые приписаны к другим, как правило, городским приходам. Забота о них возложена на местного благочинного и на городского священника. Так, настоятель Преображенского собора Тольятти протоиерей Валерий Марченко отвечает за духовное окормление, финансирование и реставрационные работы приписного храма села Старый Тукшум, а благочинный Шигонского округа протоиерей Николай Кибалюк осуществляет общее руководство и контроль. В Шигонском благочинии также приписные храмы в сёлах Подъячевка, Маза, Епифановка, Байдеряково.
Страницы истории
- Как идёт реставрация наиболее значимых храмов?
- Ей предшествуют работа в архивах и подготовка научно-проектной документации. Обнаруживаются и неизвестные страницы церковной истории. Так, храм во имя Ивана Постного в селе Кашпир Сызранского района - так называемый вновь выявленный памятник истории и культуры. Его история берёт начало в 1711 году, когда стольник царского двора Семён Дмитриев построил на правом берегу Волги, в 18 верстах ниже Сызрани, деревянную церковь во имя "Пречистыя Богородицы и честнаго Ея Благовещения". Через год при ней открыли Благовещенский Симеоновский монастырь. 30 августа 1871 г. Благовещенскую церковь посетил, путешествуя по Волге на Кавказ и в Крым, Александр II с цесаревичем Александром Александровичем и великим князем Владимиром Александровичем. Год спустя вместо ветхой деревянной крыши на церкви устроили железную; деньги пожаловали император и другие благодетели.
В советский период здание церкви использовали под хозяйственные нужды. В 1950-х годах храм взрывали, перерезав металлические связи. Но основное здание устояло.
- Какие отношения у епархии с минкультуры в вопросах реставрации?
- Министр контролирует ход реставрационных работ всех храмов. Исполнители - инженер-реставратор Любовь Одинцова, архитектор-реставратор Александр Аксарин и главный специалист Надежда Сидлецкая - выполняют огромный объём работ. Трудятся на совесть. Готовы задания на ремонтно-восстановительные работы церкви в честь Воскресения Христова (с. Воскресенка), церкви в честь преподобного Сергия Радонежского (Чапаевск), храма во имя иконы Пресвятой Богородицы "Неопалимая купина" (с. Никольское), храма в честь пророка Божия Илии и Вознесенского мужского монастыря (Сызрань) и т.д. Реставрация и восстановление в основном идут на средства доброхотов, пожертвования людей.
Карает и милует
- Говорят, судьба храма влияет на судьбы поселений, городов и людей. Это так?
- В Елховском районе было село Хмелёвка с величественным храмом. Село было зажиточным, а люди верующие. После революции власти храм частично разрушили, лепной образ Спасителя на фасаде был расстрелян из винтовок и пулемётов. Прошли десятилетия. Хмелёвки нет на карте области. Трагически сложились судьбы тех жителей, кто пошёл против Бога. В степи остались лишь порушенный Михайловский храм с израненным образом Спасителя и заброшенное кладбище. Но сейчас началось возрождение. На Пасху в церкви отслужили утреню, а на кладбище - панихиду.
Схожая ситуация в сёлах Осиновка, Уваровка, Новая Рачейка, Винновка, Покровка, Каменный Брод, Новая Бинарадка и т.д. Кто поднимал руку на церковь, не избежали Божьего гнева. А где люди проявляли заботу о Божьем доме, им воздаётся сторицей. Так, в селе Верхнее Санчелеево в период хрущёвских гонений на Церковь партийные власти Куйбышевской области велели директору колхоза Николаю Макарову разобрать старинную церковь - шедевр церковной архитектуры. Макаров не подчинился, сохранил храм. Это был невиданный вызов властям. Ждали расправы над строптивым председателем. Но народ встал на защиту его и церкви. И власти отступили. Макаров стал Героем Социалистического Труда - за высочайшие достижения в области сельского хозяйства. Колхоз и сейчас преуспевает, всегда с прибылью, часть её идёт на содержание и ремонт храма. Ещё пример. Прошлым летом собрание представителей Красноармейского района передало верующим села Каменный Брод полуразрушенное здание церкви. Уже осенью урожай озимых - 55 тыс. тонн. Столько не было за всю историю района.
Подмечено: храм возрождает, поднимает село. Все видят: деревня без храма - вымирающее поселение, а с храмом - перспективное. В сёлах, где есть храм, приход, люди больше доверяют друг другу, живут в согласии.
- Кто может проводить реставрационные и восстановительные работы?
- Минкультуры РФ выдало лицензии на это шести организациям Самары.
- Как долго будут восстанавливать порушенные храмы?
- Всё зависит от финансирования. Но в любом случае это работа не на один год...