С торговлей и жилищно-коммунальными службами граждане в постоянном контакте. Потому и вопросов, связанных с нарушением потребительских прав в этих сферах, в нашей почте больше всего. На некоторые из них отвечает заместитель начальника отдела по защите прав потребителей областного Роспотребнадзора Людмила Власова.
Жалуйтесь в администрацию рынка
На днях меня обвесили на рынке. Когда я возмутилась, злобная продавщица начала ругаться и перевешивать покупку отказалась. Сталкиваюсь с таким поведением рыночных торгашей не первый раз. Как найти на них управу?
- В первую очередь надо обратиться в администрацию этого рынка. Там обязательно должны быть контрольные весы. Если при перевешивании товара обнаружится недовес, работник администрации рынка обязан призвать нерадивого продавца к порядку. В этом случае подобные конфликты, как правило, разрешаются в пользу покупателя.
В магазин ходите со свидетелями
Часто покупаю продукты в небольшом павильоне. Там всего две продавщицы работают, через неделю меняя друг друга. Одна из них очень говорливая, я заподозрила, что она отвлекает покупателей, чтобы обвесить незаметно. Проверила покупку на домашних весах, недовес - 70 г, и так несколько раз. Как бы её разоблачить и наказать?
- Изобличить нечестного продавца в отдельно стоящих ларьках или торговых павильонах сложнее, чем на рынке. Там обычно один продавец. Раньше факт обвеса или обсчёта можно было установить с помощью контрольной покупки. Сейчас право на контрольную покупку законодательством отменено. Поэтому у потребителя при обвесе или обсчёте в таком павильоне есть два пути. Наи-более хлопотный - обратиться в мировой суд с иском к продавцу для возмещения как материального, так и морального ущерба. Но потребуются свидетели, которые смогут подтвердить, что факт обмана имел место. Другой путь - потребовать книгу отзывов и подробно описать в ней суть претензий к продавцу с указанием, когда произошёл инцидент. Обязательно оставить номер телефона или адрес, по которому с обманутым покупателем можно связаться. С содержанием книги отзывов периодически знакомятся директора магазинов. Они нечестность работников не поощряют и сами их наказывают, порой вплоть до увольнения.
Чтобы касса не "сбоила"
По субботам затариваюсь продуктами на неделю в супермаркете. Бывало, на кассе один и тот же товар пробивали два раза. Кассир перед бдительным покупателем тут же извиняется, мол, кассовый аппарат засбоил. Переплату возвращает по-тихому и, думаю, дурит менее внимательных покупателей дальше. Хотелось бы, чтобы кассиры-ловкачи не только извинениями отделывались. Что я могу для этого предпринять?
- Покупатель вправе потребовать разбирательства от руководства супермаркета. Тем более если с "двойными" оплатами якобы из-за сбоя кассы сталкивается систематически. Он может написать соответствующее заявление на имя директора магазина, указав в нём, когда и кто из кассиров пытался его обсчитать, на какую сумму. Обычно такие обращения без внимания не оставляют и ловкачей наказывают.
Контрольные весы - каждому магазину
Обязаны ли во всех магазинах устанавливать контрольные весы? Или это дело добровольное?
Контрольные весы должны быть во всех магазинах. Если их нет, специалисты отдела по защите прав потребителей при проведении проверок обязательно оставляют предписания руководителям торговых предприятий с требованием такие весы установить. Но в небольших павильонах и ларьках их иногда просто негде поставить. Покупателю в таких магазинах стоит обратить внимание, есть ли на имеющихся в магазине весах наклейка о проведении их государственной поверки. Она проводится 1 раз в год и в какой-то степени гарантирует их правильную работу. Если такой наклейки по какой-то причине нет, покупатель вправе попросить документы, подтверждающие, что весы прошли поверку. Хотя абсолютной гарантии, что продавец после её проведения что-то в весах не подкрутил, нет.
Перерасчёт сделать обязаны
В нашем доме уже два месяца не работает мусоропровод - слесарь из ЖЭУ повесил на всех люках замки. Нам объяснили, что уволился мусоропроводчик и вывозить отходы некому. Но плату за содержание жилья не уменьшили. В договоре с управляющей компанией в списке обязательных услуг мусоропровод числится, но её нам не оказывают. Не нарушает ли УК в данном случае наши потребительские права?
- Нарушает и очень серьёзно. Во-первых, если услуга, которая входит в перечень обязательных, не оказывается, то её стоимость должна быть исключена из платы за содержание жилья и жильцам дома сделан перерасчёт. Кроме того, управляющая компания нарушает договор об оказании жилищно-коммунальных услуг с собственниками квартир этого дома, в котором предусмотрено обслуживание мусоропровода. Объяснения, что УК не может найти уборщика мусора, не является уважительной причиной для прекращения предоставления обязательной услуги. Жильцы дома должны обратиться к руководству УК с заявлением и потребовать перерасчёта квартплаты с указанием даты прекращения работы мусоропровода. А также потребовать возобновления услуги. Можно обратиться с жалобой к нам в отдел по защите прав потребителей Роспотребнадзора.
Уборщица - сверх нормы
Со всех жильцов взимают плату за содержание жилья, точнее - общего имущества дома. Подъезд к нему тоже относится. Тогда почему в ЖЭУ нет штатных уборщиц для содержания в порядке наших подъездов?
- Уборка лестничных клеток, прежде входившая в перечень обязательных жилищно-коммунальных услуг, теперь из него исключена Постановлением Правительства РФ N491. Соответственно в расчёт платежа по содержанию жилья оплата труда уборщиц тоже перестала включаться. Поддержание чистоты в подъездах - обязанность собственников квартир. Они могут либо сами убирать по очереди, либо кого-то нанять. Также у них есть право обратиться в управляющую компанию с предложением предоставлять им услугу по уборке подъезда за дополнительную плату. Заявление в УК должно быть подкреплено протоколом общего собрания собственников дома, принявшего решение о предоставлении дополнительной услуги по уборке подъезда.