За те пятнадцать лет, что прошли с 15 марта 1992 года - дня принятия Закона "О защите прав потребителей", большинство земляков поняли: закон строг, но он на их стороне.
И всё же руководитель территориального управления Роспотребнадзора по Самарской области Нина Сергеева советует самарцам не расслабляться и сделать небольшую книжицу "Закона" диванным чтивом.
Тем более, судя по прошлогоднему опросу, из 70% самарцев, которые закон знают и применяют на практике, лишь 10% земляков в совершенстве владеют его "буквой", то есть готовы цитировать многие его статьи. О том, где и как чаще всего "кидают" продавцы товаров и услуг наших читателей и как сгруппироваться в отстаивании своих прав, объясняют специалисты Роспотребнадзора.
На защите - кодекс и закон
Какие правовые акты регулируют защиту прав потребителей?
Кроме Закона "О защите прав потребителей" можно сослаться на Гражданский кодекс РФ, части 1, 2. Хотя главный закон в этой сфере - "О защите прав потребителей", к вопросам, которые не урегулированы в нём, применяются нормы Гражданского кодекса.
Сезон - не срок
Сейчас повсюду идут сезонные распродажи. Продавцы говорят, что никакие гарантии на сэйл-товар не распространяются. Это правда?
Неправда. Никакая распродажа не освобождает продавца от выполнения закона. Обувь, одежда, другие товары подлежат и возврату, и обмену, то есть всему тому, что следует из Закона "О защите прав потребителей". Другой вопрос, если снижение цены произошло из-за какого-нибудь дефекта. Но об этом дефекте покупатель должен знать и согласиться на то, что ему продали, к примеру, сапоги с неработающей молнией или жакет со "стрелкой".
Покупайте водку на трезвую голову...
В одном из самарских магазинов проходила акция по продвижению новой марки водки. За пару дней до акции на эту водку резко взвинтили цену. Так что обещание, что три бутылки продаются по цене двух, оказалось элементарным надувательством. Можно ли вернуть водку?
К сожалению, нельзя. Закон не предусматривает возврата продовольственного товара, если он надлежащего качества. Совет на будущее - к трате своих денег нужно относиться разумнее. Ведь все мы знаем примерную цену на товары, которые регулярно приобретаем. В данном случае покупатель, видно, просто увлёкся рекламой. Свои покупки во время рекламных акций делайте на трезвую голову.
Цените ценник
Часто приходится встречаться с таким казусом: товар на полках представлен по одной цене, а в пробитом чеке стоит цена другая. Как быть?
Это обман покупателя. Продавцы таким образом нарушают публичный договор. Вы же согласились на цену, увидев ее на ценнике! А вас обманули, предложив заплатить другую сумму. Ваше право в этом случае вернуть товар назад. Если его не берут - обращайтесь с письменной претензией к директору магазина. Отказывается принять жалобу - идите к нам, в Роспотребнадзор.
Телевизор смотрите в магазине
В одном из крупных магазинов по продаже бытовой техники отказались распаковывать телевизор. Сказали, что в этом случае теряется возможность вернуть его в течение четырнадцати дней со дня покупки. Они правы?
Это опять же не что иное, как введение в заблуждение потребителя. Работники магазина должны были не только распаковать телевизор, но и проверить его работу, состояние в присутствии покупателя. Кстати, в течение четырнадцати дней можно вернуть товар технически несложный, и на телевизоры это не распространяется. Поэтому, если вы обнаружили брак уже дома, придётся проходить всю процедуру доказывания своих прав - от претензии продавцу до экспертизы.
Турпродукт подорожает?
Каким образом замена лицензирования туроператорской деятельности финансовыми гарантиями отразится на туристах?
Если в торговле уже давно стало нормой, что неисполненные обязательства компенсируются потребителю за счёт торговой организации, то в туризме очень редко удаётся взыскать с фирм ущерб за испорченную поездку. Согласно поправкам, внесённым в Закон "Об основах туристической деятельности в РФ", который вступает в силу 1 июня 2007 года, банки или страховые компании по соглашению с турфирмой станут выплачивать денежную компенсацию гражданам, если фирма не сможет выполнить условий договора с клиентом. Для этого все туроператоры и турагентства должны будут получить страховой полис либо банковскую гарантию. Операторы в связи с этим грозятся повысить стоимость туров, на сколько - узнаем летом.
Языком цифр
С 400 в 2005 до 840 в 2006 году выросло количество потребительских жалоб в Роспотребнадзор. На первом месте среди них обращения по нарушениям в торговле (499); на втором - по услугам ЖКХ (117); на третьем - по бытовым услугам (60).