По статистическим данным последних лет, загрязнение питьевых источников нашего региона выше, чем в целом по России. Хотя жителям губернии даже не обязательно знать статистику - достаточно заглянуть на дно кастрюли или чайника.
Хлор или жизнь
Как исправить "плохие" цифры в отдельно взятом маленьком селе, теперь знают Марина Долматова и Ирина Шелест. Жительницы села Вольная Солянка Кинель-Черкасского района на днях прибыли ходоками от лица земляков к губернатору с просьбой помочь в обеспечении питьевой водой. Ещё в мае в их селе вышла из строя основная водозаборная скважина. После попытки отремонтировать выяснилось, что восстановлению она не подлежит. Сейчас водой сельчан снабжают из привозных бойлеров, причём, по словам пришедших на приём, не всегда регулярно. Решение губернатора о выделении 1 млн. 210 тыс. руб. на бурение новой скважины из резервного фонда, конечно, сельчан порадовало. Но не повод ли это для власти припомнить, что почти 50% всех сельских водопроводов подают воду, непригодную для питья? А каждый второй городской водозабор отправляет по трубам жидкость, которую просто необходимо очищать. Вот данные, которые нам предоставил отдел по Ставропольскому району ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области" в г. Тольятти: численность населения района, потребляющего воду, не соответствующую по химическим показателям, - 36246 человек, по микробиологическим - 13244 человека. Выходит, 96% жителей района (там живёт 52,5 тысячи человек) каждый день, наливая в чайник воду из-под крана, рискуют здоровьем?
Город Нефтегорск обеспечивается питьевой водой из реки Самары. А она насыщена органикой, в т.ч. поступающей с колхозных полей. Вот и приходится при водоочистке использовать большое количество хлорных реагентов. Так что раздумывать долго над вопросом "Хлор или жизнь?" нефтегорцам не приходится.
Да и подземные воды некоторых территорий области давно не назовёшь "родниково-чистыми". Вода в артезианских скважинах жёсткая, с повышенным содержанием железа и сильно минерализованная. Самые опасные водные пробы были взяты из-под земли Кинельского, Сергиевского, Кошкинского районов, в Чапаевске, Новокуйбышевске, Красноглинском и Куйбышевском районах Самары.
Как заткнуть фонтан?
Ещё несколько лет назад областные власти обещали снабдить чистой питьевой водой практически все районы губернии. Целевая программа "Обеспечение населения Самарской области питьевой водой на 2005-2010 годы" была подкреплена солидной суммой более чем в два миллиарда рублей. Через три года действия "программы здорового питья" обнаружилось, что ремонт и строительство некоторых запланированных объектов даже не начинались. Ведь средства выделялись при условии участия в программе самих муниципалитетов. А у тех едва хватает денег на ликвидацию бесконечных прорывов на крупных водоводах и аварий местных сетей. К чему приводит нехватка денег "в данный час и в данном месте", объяснили работники ЖКХ Красноармейского района. Нынешней весной, когда затыкали очередной фонтан на магистральном водоводе у посёлка Алексеевский, коммунальщики посетовали: мол, беды можно было избежать, если б ремонт был сделан вовремя. Теперь же время упущено, и надо тянуть новую трубу длиной уже 80 км.
К каким результатам приведёт инициатива администрации Нефтегорска привлечь к решению питьевой проблемы города голландские инвестиции, пока тоже неизвестно. Совместный проект предполагает использовать воду из артезианской скважины. Иностранные специалисты обещают, что объёмы водоснабжения города увеличатся к августу 2009 года от 5,5 тысячи кубометров до 7,2 тысячи. А вот на сколько будет снижена себестоимость воды и будет ли вообще снижена, зависит от её качества. Ведь артезианские скважины Нефтегорского района не только содержат множество солей, но и проходят рядом с нефтеносными слоями. Возможно, придётся строить новые очистные сооружения.
За три года действия программы качественной питьевой водой, по признанию министра строительства и ЖКХ области Павла Донского, обеспечили только 3600 человек! А в программу вбухали 1 миллиард 117 миллионов.
Пока областные чиновники перетряхивают двухмиллиардную питейную программу, сокращая число объектов, которые планировались под реконструкцию, и увеличивая в разы их финансирование, соцработник Надежда Водолагина из пос. Алексеевский уже снабжает питьевой водой своих подопечных. Бутилированной, из сельмага. Пять литров живительной влаги одинокий пенсионер растягивает на три дня.