В последний день февраля в Москве было подписано соглашение, породнившее ОАО "АвтоВАЗ" и французский автомобильный концерн "Рено".
Блокирующий пакет - у иностранцев
В Соответствии с ним французы за $1 млрд. покупают 25% акций Волжского автозавода и становятся владельцами блокирующего пакета. Соглашение предусматривает и дальнейшую реструктуризацию акционерного капитала, которая должна завершиться к середине нынешнего года. В итоге госкорпорация "Российские технологии" и автоконцерн "Рено" получат по 25% акций и станут равноправными стратегическими партнёрами.
Губернатор Владимир Артяков, присутствовавший при подписании соглашения, результатом доволен. Переговоры с французами начались ещё в пору его президентства на АвтоВАЗе, и он надеется, что партнёрство с "Рено" "поможет вывести АвтоВАЗ на новый уровень развития и будет способствовать укреплению промышленного потенциала Тольятти и губернии".
"Ладу" с конвейера не снимут
Предполагается, что сотрудничество с иностранным автоконцерном к 2014 году позволит производить на тольяттинском заводе полтора миллиона автомобилей в год. Раскрученную марку "Лада" партнёры обещают сохранить. По замыслам, машины под этим брендом будут выпускать с использованием передовых технологий компании "Рено", и они по-прежнему будут занимать на рынке нишу недорогих автомобилей. Наряду с ними с конвейера АвтоВАЗа станут сходить и "родные" для французов марки "Рено" и "Ниссан".
Технологическое обновление производства - дело, конечно, хорошее. Но, как правило, ведёт к сокращению рабочих мест. К тому же неизвестно, как скажется на вазовской "социалке" появление иностранных хозяев. Правда, губернатор после подписания соглашения подчёркивал, что перемены не приведут к сокращению рабочих мест. По его мнению, неизбежна лишь оптимизация производства, которая повлечёт перемещение рабочих и инженерных кадров внутри завода.
Технопарк как вечная перспектива
Большие надежды губернская власть возлагает на создание в Тольятти промышленно-технологического парка. Одним из его учредителей является ОАО "АвтоВАЗ", то есть компания "Рено", став его совладельцем, от развития технопарка в стороне не останется. Строительство технопарка, по словам губернатора, позволит создать более 20 тысяч рабочих мест, а годовой оборот предприятий под его эгидой, по прикидкам, превысит 30 миллиардов рублей. В итоге в бюджеты всех уровней, в том числе и тольяттинский, прольётся "золотой" налоговый дождь - около 4 млрд. рублей ежегодно. Одно смущает: о создании на территории губернии технопарков власть говорит давно, а реальностью они никак не становятся. Помнится, и экс-губернатор Константин Титов красочно описывал перспективы, связанные с их развитием, теперь эстафету подхватил Владимир Артяков...