aif.ru counter
23

Достучаться до "небес"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9 28/02/2008

Недавно в Самаре прошёл форум "Малый и средний бизнес как фактор конкурентоспособности экономики".

Мероприятие оказалось очень представительным. С 27 по 30 мая в Москве планируется традиционный форум "Дни малого и среднего бизнеса России - 2008", организаторами которого являются Совет Федерации, Торгово-Промышленная палата РФ, Российский Союз промышленников и предпринимателей и т.д. Казалось бы, этому сектору экономики уделяется самое пристальное внимание. Но проблем в малом и среднем бизнесе меньше не становится. Почему? Сегодня об этом рассуждает наш читатель - тольяттинский "малый предприниматель" Олег БОРОДИН.

"Поддерживают" проверками

Заранее прошу прощения за наивное желание достучаться до совести и ума тех, кто спекулирует на идее поддержки предпринимательства и малого бизнеса.

С высоких трибун всё звучит искренне и убедительно. Но никакой поддержки и развития малого бизнеса в нашей стране не было, нет и, скорее всего, при таком отношении властей к этой проблеме не будет.

В этом меня убеждает 11-летний опыт работы руководителем малого производственного предприятия. На протяжении всех лет мы только и слышим, что надо поднимать малый бизнес, поддерживать его, укреплять и т.д. Особенно рьяно это проявляется перед какими-либо выборами. Какие только партии и кандидаты не сулили нам поддержку. Но у нас лишь одно желание - чтобы нам элементарно не мешали. О какой поддержке речь, если, пережив дефолт и неразбериху в правительстве, мы каждый год сталкиваемся с повышением цен на топливо, железнодорожные перевозки, аренду и материалы для нашей продукции. Одна из главных составляющих нашей продукции - цемент, за три года он подорожал в семь раз, и мы ещё оправдываемся перед покупателями за рост цен. Ведь руководство цементного завода далеко, а мы рядом. Ещё в 2002-2004 годах нашу продукцию могла купить любая пенсионерка, а сейчас могут приобрести только люди с достатком выше среднего.

Но кому это интересно? Главное - "поддержать" малый бизнес. Сколько проверок за этот период прошло! С трибун призывают дать льготы при открытии предприятия. Да разве это главное?! Какая разница, за семь или за 27 дней откроется фирма. Важно, что будет потом, когда проверяющие, контролирующие, регулирующие и т.д. органы начнут своё чиновничье дело. Мы понимаем, что люди делают свою работу, и когда это происходит в рамках закона, ничего не имеем против. Хочется только избежать предвзятого отношения, неразумных санкций.

Не только карательный орган

В прошлом году к проверяющим инстанциям добавилась ещё одна - УФМС. Вернее, она была и раньше, но нынешние методы и, главное, величина налагаемых штрафов не укладываются в голове. Полностью согласен, миграционную политику нужно регулировать и контролировать. Но что происходит на деле и как это отражается на малом и среднем бизнесе?

Объясню на примере нашей фирмы. Он показателен, хотя таких примеров везде полно. Наша фирма открылась в 1997 году для производства тротуарной плитки. Это классическое малое предприятие производственного направления. У нас всегда работали и местные рабочие, и гастарбайтеры. Зарплату получали вовремя при любых сложностях в стране, по сдельной системе оплаты, независимо от национальности. Единственная проблема для работодателей - пьянство наших сограждан. А так как в нашей фирме с этим строго, то сколько за эти годы через нас прошло народу - вспоминать не хочется.

С мигрантами проще, они не пьют. Но работают по-разному, и, чтобы отобрать пять-десять рабочих, нужно просмотреть человек 30-40.

Но с 2007 года возникла проблема - оформление разрешения на работу. Вышел закон, его надо выполнять. Но прежде, думается, нужно организовать выполнение закона. Тем более наказание за его нарушение более чем жёсткое, я бы сказал - жестокое. За одного неправильно оформленного работника штраф от 250 тысяч до 800 тысяч рублей. Это при том, что закон новый, как его трактовать, не только мы, далёкие от юриспруденции люди, но и юристы и даже сотрудники самого УФМС не всегда знают.

А как была организована сама выдача документов? В январе-июне прошлого года в Самаре и Тольятти очереди в миграционной службе доходили до 3-4 месяцев. Людей было невозможно нанять на работу. Сразу стали возникать подпольные фирмы, поддельные документы и т.д. К октябрю-ноябрю процесс нормализовался. Но строительный сезон к тому времени закончился, а что будет в этом году - поглядим.

Самое интересное, что, невзирая на неорганизованность и неподготовленность УФМС к выдаче и оформлению разрешительной документации, проверки предприятий проводились с завидной регулярностью, а штрафы пугали размерами. Не логичнее ли было сначала провести семинары, разъяснительные беседы с руководителями фирм? Ведь УФМС не только карательный орган, а мы не враги в своём государстве. Но вместо этого неразбериха, миллионные штрафы, ставящие под угрозу закрытия некоторые фирмы, и "кухонное" возмущение предпринимателей.

Посмотрите на нас непредвзято!

Самое плохое - то, что включается "человеческий фактор". Проверки оставляют много вопросов о компетентности и непредвзятости отдельных сотрудников миграционной службы. Не секрет, где задействованы большие штрафы, возникает соблазн с обеих сторон "урегулировать" конфликт. Только мы при этом бесправны, а действия работников УФМС подкреплены "железобетонной" статьёй закона.

За 11 лет работы у нас не было нареканий со стороны налоговых органов и любых других проверяющих структур. Мы всегда старались вести открытый бизнес.

В марте прошлого года сотрудники УФМС провели одну плановую проверку нашей фирмы и одну внеплановую. Нарушений не выявили. Нам даже не выдали никаких документов об этих проверках и их результатах. Хотя в одной из них участвовала прокуратура Автозаводского района. Видно, сотрудников тольяттинской миграционной службы что-то не устроило. И когда в ноябре вторая за год плановая проверка выявила нарушения, они развернулись на полную "катушку". Наша ссылка на закон о защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей при проведении госконтроля ("в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом госконтроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года") действия не возымела. Напомню, у нас это была вторая плановая и третья проверка в целом всего за 8 месяцев. Штраф составил 3,5 миллиона рублей. Хотя ни злого умысла, ни получения прибыли наши действия не предусматривали. Ведь строительный сезон уже закончился, и мы просто хотели посмотреть людей в деле для будущего оформления. Наверное, я как руководитель предприятия был не совсем прав, не так трактовал статью закона. Как должностное лицо я готов понести ответственность в рамках законодательства. Но неужели фирма с многолетним безупречным послужным списком заслуживает штрафа в 3,5 миллиона? Что было сделано такого страшного для нашего государства, чтобы наказание поставило нашу фирму под угрозу закрытия? Интересно, из каких расчётов определяли суммы взыскания разработчики закона и видели ли они за этими цифрами судьбы конкретных людей?

Хотелось бы обратиться ко всем чиновникам, ко всем проверяющим и контролирующим органам от лица многих солидарных со мной руководителей предприятий малого и среднего бизнеса. Посмотрите на нас! Но не предвзято, а как на людей, что-то пытающихся делать в этой стране. Ведь зарабатывание денег - это лишь процесс для развития, организации новых рабочих мест, содержания своих семей, помощи родителям-пенсионерам, учёбы детей и т.д. Многие занимаются благотворительностью. Неужели вы этого не видите? Почему в нас надо душить желание работать и развиваться? Почему, прикрываясь высокими словами о поддержке малого бизнеса, вы только придумываете новые законы, постановления и распоряжения, за которыми мы не успеваем следить.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах