Уже месяц как с подачи президента регионы включились во вновь актуальную борьбу с коррупцией.
Каждому субъекту предложено представить "наверх" план: как, где, когда и что следует предпринять для борьбы со злом. Сочинением местных рецептов занялись участники экспертной дискуссии, прошедшей на днях в самарском центре социально-консервативной политики.
Пока "бьют по хвостам"
Для начала участники, депутаты Губдумы, юристы и партработники, вспомнили, что ещё в 2001 году в Самарской и Томской областях была создана антикоррупционная коалиция по противодействию коррупции. Пару-тройку лет она работала активно, затем поутихла. Поэтому опасения, что "модная" антикоррупционная тема может превратиться в очередную кампанейщину, высказывали все эксперты.
- Аресты коррумпированных чиновников и громкие процессы - замечательно, но всё это "битьё по хвостам". Головы-то остались, напомнил президент региональной общественной организации "Самарский центр права" Николай Гаврилов.
- Коррупция начинается не с нарушения закона, а раньше - с его написания, - подтвердила известную российскую поговорку начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции облправительства Динара Каюмова. - Самарская прокуратура проверяла законодательные акты на коррупциогенность. Таких законов у нас оказалось достаточно много.
- Благодатную почву для взяток создаёт и отсутствие у чиновников должностных инструкций, - подключился и.о. начальника управления по борьбе с экономическими преступлениями области Алексей Фролов. - К примеру, в районах чёткие должностные инструкции есть только у глав. Более того, в них пишут: чиновник вправе сделать то-то и то-то, а надо писать "обязан".
То есть ещё на этапе формирования законов и прочих властных актов нужно проверять их на "взяткоёмкость", чтобы дальше в борьбе с "берущими" не вышел пшик.
Ноу-хау от Самары
Из мировых рецептов борьбы с коррупцией участники "круглого стола" сразу и однозначно исключили китайский - больше сажать и жёстче наказывать. В наших реалиях, когда Россия подписала конвенцию Совета Европы по коррупции, он не покатит. Надо на взяточников "давить цивилизованно". Тем более варианты такого давления апробированы в ряде стран.
Одна из действенных мер, по мнению председателя комитета по законодательству, законности и правопорядку Губдумы Юрия Швецова, - рост благосостояния должностных лиц. Когда взятку брать просто невыгодно. Депутат даже припомнил случай из личной жизни. На отдыхе на Кипре при оформлении проката автомобиля агент предупредил его, что здесь на дорогах мзду не берут - слишком высоко оплачивается труд полицейских.
А Николай Гаврилов рассказал о флоридском законе "солнечного света". Если гражданин заметил прокурора и мэра, беседующих о чём-то в кафе, он вправе "стукнуть" об этом в "органы". Обеим ветвям власти придётся встретиться и поговорить на ту же тему публично.
Итак, подвели черту риторы, чтобы труды не ушли в песок, нужны на самом деле банальные вещи. Чиновник любого уровня должен объяснить, откуда у него активы, явно не соответствующие его официальному доходу. А государство - иметь возможность снимать с должности деятеля, у которого один за другим проворовались подчинённые, наказывать уже ушедших с должности служащих, ущерб от деятельности которых исчисляется сотнями тысяч рублей. Судьи наконец должны стать независимыми, а бизнес - защищённым от административного произвола. Ну, и так далее.
Впрочем, было одно ноу-хау от Самары. Участники дискуссии предложили создать при общественной палате области комитет по общественным антикоррупционным расследованиям.
- Будем первыми в стране, если это удастся, - заранее радовался Гаврилов.
Народ не хочет сдавать
В общем, надо поднимать на новый уровень общественный контроль снизу, т.е. со стороны тех, кто больше всего страдает от мздоимцев. Потому переворот в сознании самих граждан тоже не помешал бы. Все знают, что не надо договариваться с гаишником, "отмазывать" сына от армии, "подкармливать" преподавателей и врачей. Но на деле коррупция населению выгодна. Легче отдать гаишнику купюру, чем потом слоняться по судам.
- Знаю только один случай, когда жительница Тольятти отказалась давать взятку по моральным причинам. Она сказала, что это безнравственно, - вспомнила Динара Рафиковна. И пожаловалась, что народ не хочет "закладывать" взяточников и коррупционеров, хотя в прокуратуре работает телефон доверия.
Пассивность земляков в деле борьбы с коррупцией отметил и убэповец Фролов:
- За прошлый год мы выявили 71 факт взятки, из них только 4 - по заявлению граждан.
По всему выходит, сами граждане не очень поддерживают борьбу с коррупцией. Правило "не будет дающих - не будет берущих" у нас не действует.
- Не получилось бы, как борьба Горбачёва с алкоголем, - пошутил депутат Губдумы Дмитрий Анищенко. - Боролись-боролись, а потом махнули рукой. А алкоголя стало ещё больше.