Громкий процесс по "делу о взятке", где в качестве обвиняемых привлекаются экс-мэр Тольятти Николай Уткин, руководитель тольяттинского управления земельных ресурсов Наталья Немых и её гражданский муж Александр Сидоров, близится к финалу.
Приговор откладывается
Судебные прения представителей обвинения и адвокатов завершились ещё 22 января. Осталось всего ничего - выступления обвиняемых с последним словом и приговор.
Предполагалось даже, что судья огласит вердикт в минувшую пятницу. Однако этого не случилось.
Заседание в облсуде было назначено на 10.30. Но началось с почти полуторачасовым опозданием. По слухам, подсудимых не смогли вовремя привезти из тюрьмы из-за непобедимых самарских пробок. Всё это время в ожидании томились десятка полтора родственников обвиняемых и вдвое больше журналистов. Такое количество пишущей и снимающей братии собирается разом, разве что когда в губернию с визитом приезжает какой-нибудь высокий федеральный чин.
Зал под несчастливым номером "13" оказался так мал, что смог вместить лишь родню подсудимых и корреспондентов центральных телеканалов. Когда подсудимых, закованных в наручники, проводили по коридору, какая-то девушка, видимо, родственница, изловчилась поцеловать Наталью Немых, протиснувшись из-за спины судебного пристава. В зале суда подсудимые находятся в железной клетке и возможности для какого-то контакта с близкими у них нет.
Судебное заседание, вопреки ожиданиям, продлилось недолго. Судья Евгений Калюжный дал выступить с последним словом только Наталье Немых и Николаю Уткину. После чего объявил перерыв до 12 февраля. Тогда скажет своё последнее слово и Александр Сидоров.
Два губернатора мэра не уговорили
По сообщению пресс-центра адвокатов Николая Уткина, их подзащитный вновь повторил, что свою вину по предъявленному обвинению не признавал и не признаёт. Главная причина возникновения этого уголовного дела, по его словам, в том, чтобы "устранить с должности мэра". Аргументировал такой вывод Николай Дмитриевич тем, что к нему в санаторий, куда он был помещён после операции на сердце, сделанной во время следствия, приезжали "и бывший, и действующий губернаторы, и федеральный инспектор, и другие лица и настоятельно предлагали оставить должность мэра и уйти на пенсию или инвалидность". Почему он не поддался этим уговорам, Уткин тоже объяснил. "Если бы были достойные кандидатуры, я бы ушёл, - сказал он, - но их не было". С прямой просьбой к суду учесть состояние его здоровья экс-мэр Тольятти не обращался. Но в своём последнем слове подчеркнул, что букет болезней заимел, работая на различных должностях во благо Тольятти и Самарской области. "Болезни очень серьёзные, - сказал он, завершая свою речь. - Приговор, связанный с лишением свободы, будет означать для меня смертный приговор. Я понимаю, что из тюрьмы я уже живым не выйду".
Государственный обвинитель Ульяна Кудинова просит приговорить всех троих обвиняемых по делу о 150-миллионной взятке к весьма длительным срокам лишения свободы. Николаю Уткину, в частности, грозит девять с половиной лет несвободы, плюс лишение права занимать управленческие должности на 3 года и штраф в размере 300 тыс. рублей.
Адвокаты экс-мэра, напротив, утверждают, что вина их подзащитного не доказана, и рассчитывают на оправдательный приговор. Такое же мнение и у защиты его подельников.
Каким будет вердикт суда на самом деле, вероятно, станет известно до конца февраля.