Все новогодние праздники в центральных теленовостях нас потчевали душераздирающими рассказами о мусорной "трагедии" далёкого Неаполя. Тем временем самарские дворы выглядели ничуть не лучше.
Костры из отходов
Мы попытались выяснить, по какой причине контейнерные площадки в городских дворах превратились в откровенные помойки.
О том, что мусор не вывозился по нескольку дней, читатели начали звонить в редакцию в первый же послепраздничный день. Было много сообщений, что скопившиеся кучи работники ЖЭУ жгут - чаще всего по ночам, а иногда и белым днём, ни от кого не таясь. В редакции есть адреса, по которым подобное происходило. Перечислять их нет смысла - такую картину можно увидеть в любом районе города.
Руководители департамента городского хозяйства и экологии Самары в общем-то признают, что ситуация с вывозом мусора в праздники была далека от идеальной. Но, как выразился и.о. замруководителя этого ведомства Сергей Гавриш, "нельзя говорить, что мусор не вывозился, речь вести можно лишь о срыве графика". А вот виноваты в этом, оказывается, сами жители, а вовсе не мусорщики. Последние, судя по словам главного самарского коммунальщика Сергея Рубакова, трудились ударно - за девять праздничных дней вывезли не 42 тыс. кубометров бытовых отходов, полагающихся по нормативу, а почти 49 тысяч кубов.
В самом деле, потребительская активность жителей в праздники повышается, следовательно, отходов образуется больше, чем в будни, когда большинство из нас на работе. Но ведь это не сегодня выяснилось. Почему бы не организовать работу мусорщиков с учётом этой особенности?
За срыв графика - штрафовать
По информации департамента городского хозяйства, 70% многоквартирных домов в Самаре уже переданы на обслуживание управляющим компаниям. В договорах, которые с УК должен заключить каждый собственник, за последним закреплено право платить только за услуги, оказанные качественно и в полном объёме. Поэтому наш читатель Лев Петунин справедливо полагает, что УК должна бы пересчитать ему плату по строке "вывоз твёрдых бытовых отходов", коль скоро во дворе его дома образовалась недельная мусорная куча длиной несколько метров.
У Сергея Гавриша на этот счёт мнение другое. Во-первых, утверждает он, мусор, рано или поздно, всё равно вывозят весь. А значит, мусоровывозящая компания несёт такие же траты, как и работая по графику. Во-вторых, в Жилищном кодексе предусмотрен перерасчёт платы только за некачественно оказанные коммунальные услуги (тепло- и водоснабжение), а об уменьшении платы за негодные услуги по содержанию жилья там нет ни слова. По меньшей мере странно, что муниципальная власть столь трепетно защищает не население, которому призвано служить, а коммерческие структуры, каковыми являются мусоровывозящие компании.
Но ведь есть ещё и закон о защите прав потребителей, в котором чётко сказано: за неоказанные услуги платить потребитель не обязан. Если мусор сжигают вместо того, чтобы вывезти на свалку, за что мы платим? И на что уходят деньги, уплаченные жильцами за несделанную работу? УК с мусоровывозящими организациями работает на договорной основе, почему бы в этих договорах не предусмотреть штрафные санкции в случае срыва графика? Полученные "штрафные" деньги вполне сгодились бы, если не на перерасчёт за невовремя оказанную услугу, то, по согласию с жителями, на благоустройство загаженных отходами дворов.