Пятнадцать лет назад нам всем обещали по "кусочку собственности" от общероссийского экономического "пирога". Залогом этого объявили ваучер, на который и можно было купить этот кусочек, став капиталистом.
Всей семьёй в акционеры
Скетпики, не поверившие в светлое капиталистическое будущее, свои ваучеры тут же продали более предприимчивым согражданам, знавшим, как этим богатством распорядиться. Но многие поверили и ваучеры "истратили" на акции при приватизации предприятий, на которых проработали всю жизнь.
Именно так поступили наши землячки Татьяна Андреевна Калмыкова и Таисия Дмитриевна Половинкина. Вся их трудовая биография связана с самарским заводом "Волгакабель". Обе пришли на предприятие в середине 50-х годов прошлого века, отсюда ушли на заслуженный отдых. Когда в 1993 году объявили о приватизации, они свои ваучеры с лёгкой душой вложили в акции родного предприятия. Многие работники, говорят они, были настолько уверены в своём заводе, что прикупили акции на ваучеры всех членов семьи, щедро добавив по 7 тыс. руб. к каждому, чтобы получить пакет из 20 акций. Радовались при этом, что работникам "Волгакабеля" и ветеранам завода такой пакет выделяли на 1 ваучер без доплаты. Ветераны вспоминают, что при вручении сертификата на акции им говорили: "Вы теперь миллионеры и совладельцы завода". По словам Татьяны Андреевны, "Волгакабель", в отличие от многих самарских предприятий, успешно работал, продукция его пользовалась спросом, и мало кто сомневался, что дивиденды по акциям будут неплохим подспорьем к семейному бюджету.
Бумажные собственники
Однако миллионерами и совладельцами нынешние пенсионерки оказались только на бумаге. Дивиденды за всю свою "капиталистическую" биографию акционеры "Волгакабеля" получили лишь дважды - в 2005 году по 20 копеек и в 2006-м по 10 рублей за акцию. Настоящими хозяевами завода оказались вовсе не те, кто горбатился в задымлённых цехах всю жизнь и оставил там своё здоровье. Как утверждают ветераны "Волгакабеля", их пакеты превратились в ничто в результате дополнительного выпуска акций в 2000 году. По словам Татьяны Андреевны Калмыковой, они втихую были скуплены членами совета директоров, после чего в руках последних оказалось 95% в акций ОАО "Волгакабель". Остальных акционеров просто поставили перед фактом.
С мнением миноритарных акционеров, в числе которых оказались более сотни ветеранов завода, при таком раскладе можно было уже не считаться. В декабре прошлого года судьба "Волгакабеля" была решена - производство остановили, рабочих уволили. Как утверждают оставшиеся ни с чем ветераны предприятия, часть оборудования продали, сдали в металлолом. По слухам, продали и 9 гектаров дорогущей заводской земли под строительство очередного торгово-развлекательного центра. Держателям мелких пакетов предложили перейти в дочернее предприятие со своими акциями или продать их по десятке за штуку. Многие так и сделали - мол, с паршивой овцы хоть шерсти клок.
Под защитой закона "акулы бизнеса"
Причин такой реорганизации, по словам Татьяны Андреевны, члены совета директоров не объяснили и ни на один вопрос акционеров-миноритариев на собрании не ответили. В том числе и на такие злободневные: почему их лишили права преимущественной покупки акций дополнительного выпуска? Куда делись деньги от продажи заводского имущества?
Ответы на эти вопросы ветераны завода пытаются теперь получить, обращаясь в ОБЭП, областную и городскую прокуратуры. Отовсюду получают ответы, суть которых сводится к тому, что обобрали их на законных основаниях: закон об акционерных обществах не нарушен и Устав ОАО "Волгакабель" соблюден.
- Мы ещё поборемся, - говорит Таисия Дмитриевна Половинкина, - чтобы нам отдали денежный эквивалент доли прибыли, полученной от продажи заводского имущества, а не те гроши, что нам сейчас предлагают.
У неискушённых в юридических тонкостях ветеранов шансов добиться своего практически нет. Закон, судя по ответам прокуратуры, стоит на страже "акул бизнеса", а вовсе не таких "ваучерных капиталистов", как две наши пенсионерки и большинство из участвовавших в приватизации полтора десятилетия назад.
Кстати
К концу 1993 года в стране было реализовано и "погашено" лишь 23 млн. ваучеров из розданных населению 147 млн. Чтобы помочь "народной приватизации", в стране спешно создали около 650 чековых инвестиционных фондов (ЧИФов) для обмена ваучеров на акции конкретных предприятий. С помощью назойливой саморекламы они сумели принять у населения и обменять на акции около 115 млн. ваучеров, но полученные гражданами страны акции, как правило, доходов своим владельцам не принесли.