Примерное время чтения: 3 минуты
190

Монастырский некрополь

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7 15/02/2007

Реставрационные и строительные работы на нынешней территории Самарского женского Иверского монастыря идут на участке земли, который до 1917 года был частью монастырского кладбища.

О том, какие страницы истории Самары и её жителей приоткрылись при этом, нам рассказал кандидат исторических наук, заведующий архивом Самарской епархии диакон Алексий Подмарицын:

- На территории монастыря с первых лет его существования находилось кладбище. Перед октябрьским переворотом здесь было 7 участков для захоронений. То, что на нынешней территории монастыря, назвали "нижним некрополем", оно в основном предназначалось для мирян. Нижнее кладбище занимало 100 саженей длины и 60 ширины, было обсажено кустами и деревьями. Здесь поддерживалась идеальная чистота. Южной стороной кладбище выходило к ул. Александровской (ныне Вилоновская). К моменту разорения обители некрополь насчитывал около 700 захоронений. Среди покоящихся здесь были Пётр Васильевич Алабин с женой, сыном и дочерьми, архитектор-градостроитель Самары А.А. Щербачёв, герой обороны Севастополя генерал И. Голев, князь Л. Кугушев, внуки декабриста Анненкова, граф Н.А. Толстой (отец писателя А.Н. Толстого) и многие другие видные общественные деятели.

Разрушение монастыря началось с 1925 года, когда было принято решение о его закрытии и создании здесь "рабочего городка" для рабочих Жигулёвского пивзавода и Самарской ГРЭС. При строительстве четырёхэтажных "обкомовских" домов часть территории верхних кладбищ засыпали землёй, склепы священнослужителей вскрыли, а прах "перезахоронили". Недалеко от могилы Петра Алабина - на месте склепа князя Кугушева - устроили туалет и мусоросборник.

Сегодня из захоронений сохранилась лишь могила П.В. Алабина и его жены. В метрических книгах монастыря, в записях захоронений 1894 года за 26 октября, повествуется о смерти "от горловой чахотки" 37-летнего подполковника Ивана Петровича Алабина - их сына. За три месяца до Ивана умерла его 25-летняя сестра Ольга, а начало семейным захоронениям на кладбище монастыря положила дочь Алабина - Елена Петровна Лаппа. На средства семьи Алабиных была устроена Свято-Варваринская деревянная церковь (существовала до 1927 г.).

Не подтвердилось мнение, что все могилы нижнего некрополя были вскрыты. Необходимость проведения охранно-спасательных работ и продиктована тем, что при возведении подпорной стены затронули сплошной массив нетронутых захоронений. Они были без намогильных памятников (некоторые из них оказались в склепах, что помогло при поисках). Сохранились крупные известняковые фрагменты со следами многоцветной раскраски. Подобного типа памятники можно встретить лишь в Москве.

Подтверждены документальные сведения об изначальности нижнего кладбища монастыря. На одном из фрагментов памятника дата кончины - 1853 (женская община уже была).

К слову, обывательское мнение нередко наделяет захоронения несметным погребальным инвентарём. Закончившиеся охранно-спасательные работы развеяли этот миф. Как и положено христианам, усопшие покоились в простых одеждах под саваном. Не истлевшими оказались металлические предметы - нательные кресты, пуговицы, металлические части отделки гробов. Погребения были совершены по оси восток-запад, как принято в православии.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах