Ёлка, пришедшая в Россию в начале XVIII века, гонимая церковью поначалу, а с течением времени ставшая непременным атрибутом рождественских праздников, едва не оказалась под сокрушительным ударом советской власти.
Спас от забвения любимый праздник взрослых и детей наш земляк Павел Постышев, в середине 30-х годов руководивший Куйбышевской областью.
"Рождества не надо нам"
В первые послереволюционные годы рождественское деревце ещё в законе. Даже вождь мирового пролетариата веселится на ёлке с детьми, подменяя Деда Мороза. Помните "Ёлку в Сокольниках" и "Ёлку в Горках"? Но с переходом в 1929 году на пятидневку или непрерывную рабочую неделю церковные праздники отменили, день Рождества стал обычным рабочим днём. С Рождеством отменили и ёлку, назвав её "поповским" обычаем. Детский журнал "Чиж" публикует стихи:
Только тот, кто друг попов,
Ёлку праздновать готов.
Мы с тобой враги попам -
Рождества не надо нам.
Ёлка ушла в подполье. Её ставили тайно, занавешивая окна одеялами, чтоб никто не увидел.
"Жить стало веселее..."
И вдруг на исходе 1935 года "Правда" печатает заметку Павла Постышева "Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку". Комсомольским и пионерработникам дали директиву срочно устроить под Новый год коллективные ёлки для детей. Что случилось?
В тот год Сталин произнёс памятную фразу: "Жить стало лучше, жить стало веселее". Реабилитированная ёлка возвращала людям привычные радости жизни. С поправкой: она стала не рождественской, а новогодней.
Вернув ёлку, советская власть поставила её себе на службу. Рождественское дерево стало атрибутом новогоднего праздника, одного из трёх (наряду с Октябрём и Первомаем) главных советских праздников. Вифлеемская звезда на верхушке ели обернулась пятиконечной кремлёвской. Да и форма ёлки в сознании нового поколения ассоциировалась с пирамидальными башнями Кремля. Ведь оттуда, от курантов Спасской башни, начинал шествие по Советской стране Новый год.
От старого праздника в придачу к ёлке оставили Деда Мороза да сказочную нечисть. Чтобы связать праздник с советской властью, кроме красных звёзд и ёлочных игрушек с советской символикой, выпускали соответствующие стихи, песни, открытки, карнавальные костюмы.
"Добрая половина наших читателей, - писала тогда "Волжская коммуна", - совсем не знает, а остальные уже забыли дореволюционный новогодний рассказ о мальчике, замерзающем у окна, за которым у ёлки веселятся дети богатых. Если бы мы могли в сегодняшнюю ночь пройти по всем городам и сёлам нашей необъятной родины, мы увидели бы бесконечно много окон, за которыми вокруг сверкающих разноцветными огнями ёлок веселились жизнерадостные, счастливые советские дети. Но нигде, буквально нигде мы не заметили бы ребёнка у окна. Все дети были там, у ёлки".
Ёлка вошла в колхозный быт
Вот ещё публикации из областной газеты: "С каждым годом этот праздник приобретает всё более широкий размах. В прошлом году куйбышевские магазины продавали в среднем по 2 тысячи ёлок в день. В нынешнем году дневная продажа ёлок достигла 15 тысяч. Ёлка вошла в быт и колхозной деревни. В районах нашей области продано ёлочных украшений на сотни тысяч рублей
"Наконец-то мы дождались каникул, - пишут куйбышевские школьницы Люся Киселёва и Света Буреева. - Как много будет для нас удовольствий. Везде горят ёлки, все украшают их, готовят подарки. Мы очень счастливы. В нашей стране всё делают так, чтобы нам было хорошо и весело. Мы благодарим Иосифа Виссарионовича Сталина за счастливую и радостную жизнь. Спасибо Павлу Петровичу Постышеву - ведь это по его инициативе стали устраивать ёлки".
"Кинель. В Доме социалистической культуры проведён бал-маскарад. Первую премию за костюм получила комсомолка тов. Грозная. Ее костюм - СССР - вызвал исключительный интерес. Вручены также премии за костюмы, изображающие Советскую ёлку, Ворошиловского стрелка и Северный полюс".
Одним словом, пиарщики тридцатых годов поработали на славу: Новый год стал самым любимым праздником советского народа.