- Привет, Санёк!
- Не Санёк, а товарищ командир!
Ребята из самарского строительного колледжа ещё несколько часов назад стайкой тусовались на крыльце - громкоголосые, весёлые и беспечные. Теперь они бойцы Красной Армии - готовы маршировать, петь революционные песни и защищать Родину.
Фестиваль яркий и общероссийский
А всё потому, что 14-15 октября в губернском центре проходил военно-исторический фестиваль "Тревожные дни Самары", посвященный реконструкции одного из важных эпизодов гражданской войны - освобождению Самары от белочехов.
Это, пожалуй, один из самых интересных и драматичных моментов истории города. С июня по октябрь 1918 Самара была занята чешскими войсками. В городе действовал Комитет Учредительного собрания (КомУч). Первым же указом он вернул в частную собственность предприятия и банки, объявил свободу торговли. Коммунистические газеты были закрыты, тюрьмы переполнены большевиками и сочувствующими им. А в октябре 1918-го Самару освободили войска Красной Армии.
К слову, это уже второй фестиваль реконструкторов. На сей раз его организовали музей им. Алабина и дом-музей Фрунзе совместно с самарским военно-историческим клубом Андрея Гончарова и конно-спортивным клубом "Русские рысаки". Два фестивальных дня получились яркими и общероссийским. Ведь наряду с самарскими клубами "за родину воевали" гости из Москвы, Уфы, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Димитровграда и Тольятти. 14 октября все они приняли участие в самом зрелищном событии фестиваля - театрализованной реконструкции легендарного сражения между белыми и красными, которое состоялось 88 лет назад.
Пиротехнику заказали на "Мосфильме"
До места битвы (площадка около музея им. Алабина) добирались строем, горланя революционные песни. Форма, обмундирование, оружие, знамёна - всё было настолько правдоподобным и точным, что возникало ощущение дежавю. Будто именно этих людей мы видели в кадрах кинохроники. Одежда и снаряжение - предмет гордости и постоянной заботы реконструкторов. Что-то они мастерят сами по образцам, что-то заказывают, что-то покупают. Есть и оригинальные вещи времён гражданской войны. Реконструкторы точны даже в крохотных деталях. Например, мундир белого офицера ("в миру" - руководителя московского военно-исторического клуба Юрия Пятницкого) можно "читать" как пособие по истории. Железная бирка с личным номером, нагрудный чёрно-белый крест - эмблема полка, боевые ордена. Ансамбль дополняет сабля весом около полутора килограммов.
Реакция самарцев на костюмированное великолепие была бурной: махали, свистели, улыбались, фотографировали на телефон. Некоторые, бросив все дела, присоединились к шествию и не пожалели.
Почти два часа длилось сражение, которое забывается с трудом. Раз за разом отряды переходили в наступление. Да с выстрелами, криками "Ура!" и взрывами. Петарды и шашки наполняли воздух дымом и гулом. Кстати, пиротехнику специально для этого случая заказали на "Мосфильме". Провода для "взрывного устройства", говорят, использовались в нашумевшем кино-детективе "Турецкий гамбит".
"Все они - родные люди"
Участники сражения смотрелись органично. Они смело вступали в рукопашный бой, участвовали в перестрелке, старательно изображали убитых. Не обошлось и без игровых моментов. Чего стоил "расстрел" красного комиссара.
- Товарищ комиссар, вам предоставляется последнее слово!
- Я отказываюсь от последнего слова!
После звучного "ты-дыщ" комиссар рухнул на траву как подкошенный. "Доб-б-е-е-ей", - кровожадно ревели враги. Их командир со зверским лицом пощекотал штыком "красную сволочь", не забыв при этом сделать ручкой в камеру. "Господа, унесите его!". И умирающий со смеху "труп" поволокли с поля боя.
В конце концов историческая справедливость восторжествовала - красные взяли верх. Уставшие, перебинтованные, но явно счастливые "враги" побратались и дружно пошли обедать.
Маленькая девочка, с интересом наблюдавшая за происходящим, потянула маму за рукав: "Мам, а где враги?".
"Нет здесь врагов. Все они - родные люди", - ответила стоявшая рядом Зинаида Анатольевна Борисова, заведующая домом-музеем им. Фрунзе.
И это правда. Спасибо всем участникам за то, что воевали с юмором, с любовью к истории и с таким уважением друг к другу. А фестивалю спасибо за возможность прикоснуться к живой истории и ещё раз доказать себе, что залог нашего счастья - мирное небо над головой.