Осення погода непредсказуема. Утром - солнце, к обеду - дождь, вечером опускается туман, ночью идёт снег.
В итоге на дорогах может появиться наледь, а у новичков-водителей - головная боль. Ведь на курсах экстремальному вождению не учат.
Чтобы "чайники" не учились на своих ошибках, подвергая риску себя и других, мы обратились в управление ГИБДД по Самарской области, где получили массу полезных советов.
Водители в тумане
Первая осенняя напасть - туман. При видимости до 50 метров знаки, светофоры и огни "габаритов" едва заметны. Особенно опасен туман в тёмное время. По статистике, в такой ситуации происходит до 3% всех ДТП.
Инспектор по пропаганде Анна Карачанская - водитель бывалый. Она советует во время тумана обязательно снижать скорость, включать ближний свет или противотуманные фары и держаться ближе к краю дороги. Кроме того, нужно строго соблюдать дистанцию - в тумане водитель не может точно оценить расстояние до движущихся и стоящих предметов. Редкий шофёр знает: двигаясь в тумане, нужно включать стеклоочистители. Дело в том, что частицы тумана оседают на стёклах машины в виде тонкой влажной плёнки. Водитель её не видит, тем не менее эта плёнка значительно ухудшает обзор.
"Плывите" на первой передаче
Вторая напасть - дождь. Видимость от осадков не зависит. Зато проблемой становится раскисшая проезжая часть. Из-за неё во время дождя совершается в 2,5 раза больше столкновений и в 3,5 раза больше опрокидываний.
Инспектор ГАИ специализированного батальона ДПС Юрий Логвиненко подсказал, что особенно осторожным нужно быть в начале дождя - в этот момент резко снижается коэффициент сцепления колёс с дорогой. Дождь не смывает, а лишь скатывает в шарики пыль с камушками, частицами резины от покрышек, капельками масла, превращая смесь в отличную смазку. Отсюда и скорость нужно выбирать: эта плёнка увеличивает вероятность заносов и сносов осей автомобиля, следовательно, увеличивается и тормозной путь.
В дождь нежелательны резкие манёвры. При разъезде с другими машинами заранее включите "дворники" и притормозите на безопасном расстоянии, а не ждите, пока вода из лужи окатит лобовое стекло. Безопасность водителя зависит от покрышек. "Лысые" покрышки при высокой скорости не успевают выдавливать из-под себя воду. Авто скользит по тонкому слою водяной плёнки, как по льду. Дождевые шины хороши тем, что на них прорезаны специальные каналы, а на протекторе есть сеть поперечных канавок с изменяемым углом наклона, что позволяет эффективно удалять воду.
В сильный дождь проявляется феномен аквапланирования, когда из-за прослойки воды теряется сцепление колёс с дорогой. Интенсивность феномена зависит от глубины лужи, массы автомобиля, типа и ширины покрышек (чем больше, тем лучше), а также степени износа протектора. Аквапланирование обычно проявляется при езде по залитому водой асфальту на скорости свыше 60-70 км/час для легковых автомобилей и 100-110 км/час для грузовых машин и автобусов, а также при торможении юзом даже по неглубокой плёнке воды. Нередко оно приводит к потере управляемости.
По словам Логвиненко, опасно не столько аквапланирование, сколько действия водителя. Он привычно пытается бороться с заносом и корректировать траекторию скользящей машины. Делать это бессмысленно: нет сцепления с дорогой. При торможении юзом колесо перестаёт вращаться, и отвод воды резко снижается. А выезд из лужи на вывернутых вбок колёсах закончится резким быстрым заносом, но уже при высоком коэффициенте сцепления. Справиться с заносом под силу не каждому. Вероятно, всё закончится опрокидыванием.
Лужи лучше объезжать. Если это невозможно, нужно кое-что учитывать. Попадание в лужу на скорости одной стороной автомобиля чревато резким ударом по колёсам, который передаётся на руль. Это может привести к частичной потере управляемости и к вырыванию руля из рук. У некоторых бедолаг-водителей при этом доходит до травм пальцев и кисти.
Специалисты советуют: перед тем как заехать в лужу, отпустите акселератор, заранее развернув колёса в нужном направлении. Если лужа на повороте, проходить её надо "двойным входом": первоначальный поворот до лужи, затем руль прямо и проезд "водоёма" по прямой, затем вторичный поворот руля после лужи. Попав в лужу, резко не тормозите, не газуйте и не крутите руль.
Перед небольшой лужей сильно нажмите левой ногой на педаль тормоза, правой - на педаль газа (чтобы не замочить колодки). Брызг будет меньше. Когда машина влетает в глубокую лужу передними колёсами, её рывком осаживает назад. Твёрдо держите руль обеими руками и будьте готовы к рывкам в сторону и к тому, что аквапланирование может завершиться раньше, чем визуально закончится лужа.
Если из-за аквапланирования вас занесло, действуйте после выезда из воды как на гололёде. На переднеприводном автомобиле можно прибавить газ - ведущие и управляемые колёса за счёт более быстрого вращения будут лучше отводить воду, и контакт восстановится. Не забывайте подсушивать тормоза, лёгко нажимая на педаль левой ногой.
Лужа грозит неприятными сюрпризами - открытыми канализационными люками, гвоздями, или вода может залить систему зажигания. Что делать? Спокойно "плывите" на первой передаче, не переключая её - в момент сброса газа воду может засосать в выхлопную трубу. Если двигатель все же заглох, подождите чуток и попробуйте завестись - вода успеет испариться на горячем моторе. Если не помогло, выезжайте "на стартёре" вперёд или назад (куда ближе) и просушите двигатель на "берегу".
Про бездорожье и гололёд
Третья напасть - гололедица. "Чайникам" надо помнить, что тормозной путь при ней удлиняется в пять раз. Старший инспектор по особым поручениям УГИБДД по Самарской области Ольга Писарева рассказала: скользить колёса могут из-за незначительного поворота руля; из-за того, что вы чуть дотронулись до тормозной педали или прибавили газ. Основные условия движения - осмотрительность, низкая скорость и исключительная плавность.
Самые опасные участки во время гололёда - перекрёстки и остановки общественного транспорта. Приближаясь к такому участку, снизьте скорость, увеличьте дистанцию и боковой интервал по отношению к соседним машинам.
Примерно так ведите себя и на раскисшей грунтовке или асфальте, покрытом грязью. На неровностях машину может занести или заскользят все колёса. Ямы и ухабы здесь преодолевайте под прямым углом. Меньше газа, осторожное переключение, торможение только двигателем, изменение направления - плавным движением без резких переключений передачи и скорости автомобиля. В грязи ведущие колёса от резких усилий могут увязнуть сильнее.
Справка "АиФ-Самара"
За 9 месяцев 2006 года на территории области произошло 3701 ДТП, в которых 483 человека погибли и 4515 получили ранения. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года (АППГ) количество ДТП возросло на 17% (+543 случая). Число раненых увеличилось на 24% (+862 человека). К счастью, погибших меньше на 6% (- 31 человек).