Сергей Кульков: «Земля предков зовёт»

   
   

О традиции свиданий земляков с землёй предков беседуем с Сергеем Кульковым, ивановским потомком, стоя на Королевской горе, что на северо-западе от Сергиевска. И только разного оттенка зелёные квадраты указывают на то, что здесь были когда-то деревенские дворы, сады и огороды.

Остались одни кресты

АиФ-Самара: Сергей Михайлович, вот смотрю вокруг себя - ни дощечки, ни кустика не осталось. Как удалось сохранить историю села?

Сергей Кульков: Мы не только собирали воспоминания оставшихся в живых односельчан, но и в архивах поработали. Оказалось, в истории села Ивановка отразилась судьба большинства наших самарских, да и не только самарских, деревень. В 1796 году указом Екатерины Второй «О генеральном межевании земель» малоземельные крестьяне, разорившиеся помещики и отставные военные переселялись из густонаселённых юго-западных районов России в Уфимскую, Симбирскую и Самарскую губернии. Сейчас на месте многих сёл сохранилось лишь несколько уцелевших крестов на местных кладбищах. Старожилы давно умерли, их дети разъехались по всей стране. А ведь в 30-50-е годы только в одном Красноярском районе Средне-Волжского края было 41 село, 142 посёлка, 91 деревня и 10 хуторов. Всего в них насчитывалась 21 тысяча дворов с населением почти 100 тысяч человек.

В каждом подворье села Ивановка имелось большое хозяйство - корова, гуси, утки, куры. Хлеб пекли в каждом доме. Храм в честь Покрова пресвятой Богородицы созывал колокольным звоном на службу паству с трёх приходов, работала «семилетка», в клубе «крутили кино», в селе был большой колхоз... Но в 60-е годы прошлого века началось укрупнение колхозов и совхозов. Деревенские механизаторы и скотники, да и сельская интеллигенция, оставшиеся без работы, разбегались: кто в город, кто в соседние районы. Их дома разбирали на дрова жители сохранившихся сёл, огороды и сады зарастали. В 1968 году сюда ещё завозили дизель для доильных аппаратов, жгли лучины, хотя через деревню шла высоковольтная линия. Рядом с деревней проходил и газопровод, но опять же мимо. Так и осталась Ивановка на обочине жизни.

Навещали чужих стариков

- Ну, уехали и уехали, что старое-то ворошить. Разве не так многие сельские жители рассуждали в те времена? Стремились из «грязной» деревни в город с возможностью трудоустроиться, да и соблазнов много других было - кино, театры.

- Нет, с Ивановкой не так всё произошло. Тянуло заброшенное село своих оперившихся ребят и девчат. И они навещали не только своих родных, но и чужих стариков, которые отказывались покидать родные стены. И вот однажды в 70-е годы Павел КРАСНОВ предложил односельчанам устраивать ежегодные встречи. Сначала сбор земляков проходил у него в «поместье» - там ещё жила мать Сапожковых Евдокия Самойловна. Потом, когда и её, совсем состарившуюся, силой увезли из родной избы в Самару, бывшие односельчане стали приезжать к ключу, который когда-то питал водой всю деревню. Был определён день - четверг накануне родительской субботы и Троицы, когда у православных принято поминать всех усопших родных.

   
   

- Сколько ивановцев сегодня собирается на ежегодные посиделки?

- Бывает, до ста человек из нашего ивановского землячества съезжаются на малую родину. Едут на машинах, тракторах, мотоциклах,
КамАЗах, лошадях. А из совхоза «Культура» люди приходят пешком. Наши земляки приезжают даже из Сибири и Урала. Везут детей, внуков, правнуков. Все вместе мы прибираем могилки близких и соседей, похороненных на сельском кладбище. А потом садимся за общее застолье. Хозяйки заранее готовятся: привозят молоко двадцатилитровыми бидонами, варят яйца десятками, пекут блины сотнями.

- И, конечно, вспоминают «былое»…

- Историй интересных и поучительных, конечно, много вспоминают, радует, что особенно внимательно молодёжь слушает рассказы стариков. И про то, как бабушка Евдокия яблоню порубила перед отъездом в город - чтобы никому не досталась. И как Пётр Сапожков в девять лет все полевые машины освоил - и косилку, и лобогрейку, и трактор. Рассказывают «новичкам», как привезли однажды на такой сход восьмидесятилетнюю Арину Дружинину. Она заночевать здесь не хотела, всем рассказывала, что привыкла на лебяжьей перине спать, которую ей муж из Германии привёз. Но мгновенно заснула в палатке в спальном мешке. Так до 97 лет Троицу встречала в прямом смысле на родимой землице. А Михаил Краснов, сын «первого старосты», даже песню сочинил - «Встреча односельчан». Теперь это гимн всех ивановцев. И про небывалые урожаи народ вспоминает. Якобы бывали годы, когда до 300 центнеров с гектара собирали.

- А теперь 65% готовых продуктов мы завозим из-за рубежа. Качество ввозимой сельхозпродукции просто ужасное! Огурцы спустя пару дней обрастают какой-то слизью, картошка на вкус - сплошная химия, яблоки не портятся месяцами - восковые они, что-ли?

- Село надо поднимать. Если государство этого не поймёт, вместо 65% сельхозпродукции начнём ввозить 70-80%. Далеко идущие последствия можно спрогнозировать: в сёлах что вырастили, надоили, то и съели. Люди, которые работали на заводах по производству сельскохозяйственной техники, останутся без работы. В городах работы не будет. Уровень жизни упадёт. Но самое страшное, что спустя какое-то время мы придём к такому состоянию, что окажемся в полной зависимости от подачек из Европы, утеряем продовольственную самостоятельность.

Досье

Сергей Кульков родился в 1961 году в Красноярском районе. Окончил Самарский сельскохозяйственный институт. Работал скотником, зоотехником в совхозе имени Дзержинского. Возглавлял животноводческий комплекс «Коммунар», с 1991 года - руководит крестьянским хозяйством «Раздольное».

Смотрите также: