Мама одиннадцатиклассника Елена П. при слове ЕГЭ вздрагивает и порывается креститься. Сын её успешно прошёл все испытания и сейчас готовится поступать на престижную специальность в вуз, однако подготовка к экзаменам стала испытанием не только для нервов, но и для семейного бюджета.
«Чтобы подготовиться к экзаменам, мой сын занимался с тремя репетиторами - по математике, биологии и русскому языку, - рассказывает она. - Индивидуальные занятия обходились нам в 20 тыс. руб. в месяц. Практически весь год сын занимался только учёбой: школа, занятия с репетиторами каждый вечер, домашние задания по другим предметам, от которых никто не освобождал, - колоссальная нагрузка. И репетиторы нам понадобились не потому, что сын в отстающих. Просто мы осознали, что школьной подготовки не хватит. У учителей много личного в отношениях с учениками. Например, преподаватель физики как-то сказала на родительском собрании: «Проще медведей научить физике, чем ваших детей». Ничего странного, что после этого все, кому нужна была для поступления физика, обратились к услугам репетиторов».
Такая ситуация - не единичный случай. Рынок репетиторов в Самаре, как и по всей России, разрастается с каждым годом существования ЕГЭ, а экзамены, учитывая, что средняя ставка репетитора составляет 500 руб. в час, обходятся родителям выпускников в копеечку. Значит ли это, что самарские школы не в состоянии подготовить учеников к экзаменам? Или дело в самих школьниках?
Бесплатные знания не ценятся?
«Далеко не обязательно нанимать репетитора, чтобы получить высокие баллы на экзамене, - уверена учитель русского языка и литературы Светлана Сосина. - Просто мы сталкиваемся с тем, что ценятся только те знания, которые оплачиваются, а не те, что получают в школе бесплатно. По моему опыту, если дети хотят учиться, они получают знания там, где их дают, и в моих классах немало успешных учеников, у которых нет репетиторов. Индивидуальные занятия нужны тогда, когда у ученика есть сложности с усвоением какой-то части программы, либо когда установленных программой часов не хватает ему на усвоение материала».
В целом Самарская область в очередной раз демонстрирует высокие результаты экзаменов. Средний балл по большинству предметов в регионе выше, чем по России.
Из 5 368 самарских выпускников этого года 752 получили медаль «За особые успехи в учении», а 70 набрали 100 баллов на экзаменах. При этом трое самарских 11-классников показали 100-балльный результат сразу по двум предметам. По области 100 баллов набрали 128 человек.
Лучше всего оказались результаты самарских школьников по русскому языку: в этом году 40,9% выпускников перешагнули по этому предмету порог в 81 балл (в прошлом году - 28,6%). По этому предмету оказалось максимальным и количество стобалльников - 71 выпускник Самарской области (хотя в прошлом году цифра была ещё больше - 128 человек). Хуже всего самарские школьники, видимо, знают математику (только 5,1% выпускников, сдававших профильный уровень, набрали более 81 балла), химию (7,1% могут похвастаться результатами 81+ баллов) и историю (9,1% учеников показали высокие результаты).
Ежегодно ради высоких результатов на едином государственном экзамене много сил тратят и выпускники, и их родители, и школьные учителя, и репетиторы. Однако споры о том, насколько эффективно тестовый формат экзамена проверяет знания выпускников, ведутся до сих пор. Успехи самарских школьников - результат их высоких знаний или их способности виртуозно решать тесты, не слишком вдумываясь в вопросы? Мнения экспертов по этому поводу разошлись.
Дети перегружены
- Боюсь, что пристрастие к решению тестов сужает интеллектуальные способности детей, - замечает Светлана Сосина. - ЕГЭ учит конкретному мышлению, но не развивает кругозор. Кроме того, иногда на уроке я не даю дополнительные задания, потому что мой предмет не единственный, а дети и так перегружены, стараются успеть везде.
- На мой взгляд, подготовка к ЕГЭ не мешает развивать эрудицию, интеллект и творческие способности, - уверена директор Архитектурно-технического лицея, к.э.н. Наталья Гарькина. - Квалифицированный и знающий своё дело педагог всегда найдёт время и для того, чтобы подготовить учеников к решению тестов, и для того, чтобы научить своему предмету. Однако я вижу серьёзную проблему современного образования в его перегруженности. Каждый учитель хочет, чтобы ребёнок знал много, и ответственные ученики вынуждены существовать в замкнутом пространстве, где их жизнь состоит только из уроков и подготовки к ним. Те, кто хочет изучать мир вокруг, заниматься спортом или творчеством, часто делают это в ущерб изучению школьной программы.
Кроме того, в наш информационный век мы столкнулись с таким явлением, как «короткая память». Многие ученики быстро забывают то, что им рассказывают в школе, сразу после сданного экзамена или зачёта, выбрасывая знания из головы. Думаю, чтобы дети лучше запоминали, следует вводить в преподавание прикладной момент, рассказывать ученикам, как знания пригодятся им в жизни. Ученики не заинтересованы литературой? Объясните, что на примерах литературных героев они могут получить жизненный опыт и узнать, как действовать в той или другой ситуации. Не хотят учить английский язык? Он пригодится им, когда они окажутся за рубежом или попытаются поговорить с иностранцами. Считают бессмысленным изучение логарифмов? Расскажите, как это знание они смогут использовать во взрослой жизни.