Собственным примером. Как в регионе внедрялась система менеджмента качества

В 1987 году в мире появилась первая версия международных стандартов на системы менеджмента качества ИСО серии 9000,  и с того времени ФБУ «Самарский ЦСМ» является пропагандистом и распространителем этих стандартов. Организация стала первой в Самарской области, где был аккредитован орган по сертификации систем менеджмента на соответствие наиболее известному стандарту требований ИСО 9001. Многие организации Самарской области не только приобрели стандарты ИСО серии 9000 в ФБУ «Самарский ЦСМ», но и имеют сертификаты соответствия на системы менеджмента качества, выданные его органом по сертификации.

   
   

Главное - принять решение

В 2007 году руководство ФБУ «Самарский ЦСМ» решило внедрить стандарт ИСО 9001 в своей организации. Для этого сначала провели предварительный аудит системы менеджмента качества. Тогда действовала третья версия международного стандарта, опубликованная в 2000 году. При аудите выяснилось, что есть некоторые несоответствия в деятельности ФБУ «Самарский ЦСМ» требованиям ИСО 9001, а значит, впереди много работы, и предстояло целенаправленно готовиться к сертификации системы менеджмента качества на соответствие требованиям международного стандарта.

начальник сектора контроля качества ФБУ «Самарский ЦСМ» Станислав Александров Фото: АиФ в Самаре

«В настоящее время осталось мало институтов, которые занимаются распространением официальной документации технического характера. Но на ФБУ «Самарский ЦСМ» ориентируются не только те, кто приходит к нам  за стандартами, но и те, кто связан с поверкой и калибровкой средств измерений, а также испытаниями и сертификацией продукции. И в какой-то момент мы пришли к выводу, что нам нужно иметь сертификат на систему менеджмента качества и применять стандарты, которые связаны с результативностью деятельности организации», - рассказывает начальник сектора контроля качества ФБУ «Самарский ЦСМ» Станислав Александров.

Перед внедрением системы менеджмента качества сотрудникам ФБУ «Самарский ЦСМ» пришлось проанализировать деятельность других организаций, которые уже сертифицировали свои системы менеджмента качества,  и понять, что здесь есть два пути. Один из них - внедрить требования стандарта по- настоящему и улучшить деятельность. Второй - «правильно» оформить документы и получить сертификат соответствия. Конечно,  коллектив организации принял первый вариант - разработать результативно функционирующую систему менеджмента качества. Поэтому в ФБУ «Самарский ЦСМ»  назначили ответственного представителя руководства по качеству (руководителя проекта по подготовке к сертификации), сформировали координационный совет по качеству, куда вошли руководители подразделений, и работа закипела. При этом решили, что посторонних консультантов для ускорения процесса подготовки для внедрения стандарта ИСО 9001 и сертификации на соответствие его требованиям не будет.

«Сложность выполнения требований заключалась в том, что стандарт ИСО 9001 ориентирован в большей степени на организации, выпускающие материальную продукцию, а ФБУ «Самарский ЦСМ» оказывал услуги в области стандартизации, метрологии, испытаний и сертификации. Предполагалось трансформировать требования с выпускаемой продукции на оказываемые услуги», - пояснил начальник сектора контроля качества ФБУ «Самарский ЦСМ» Станислав Александров.

 Кропотливо и системно

 К внедрению стандарта ИСО 9001 в ФБУ «Самарский ЦСМ» подошли системно.  В первую очередь необходимо было выработать план подготовки системы менеджмента качества, а именно необходимо было разработать и утвердить политику в области качества, установить целевые показатели деятельности на год, разработать мероприятия для достижения поставленных показателей, разработать обязательные документированные процедуры, обучить сотрудников, внедрить подготовленные документы, создать группу внутренних аудиторов и сделать многое другое. Политика в области качества была подготовлена быстро, так как оказалось, что достаточно много специалистов, которые хотели бы в этой работе участвовать. На основании направлений Политики были установлены целевые показатели. Не раз и не два собирался координационный совет по качеству, для того чтобы поставить цели для всех служб и подразделений. Главное при постановке измеримых целей  – понимать содержание, желать и знать способ их достижения. Целевые показатели были установлены и составлен Комплексный план улучшения деятельности. Также специалисты разработали план стандартизации, куда вошло более десяти стандартов предприятия (как одной из форм регламентов, порядков, положений, инструкций), включающих руководство по качеству и шесть обязательных процедур  (управление документацией, управление записями, внутренний аудит, управление несоответствующими услугами, корректирующие и предупреждающие действия). 

«Разработку документов поручили не одной службе, а рабочей группе, в которую вошли сотрудники различных подразделений. За каждым документом закрепили ответственного исполнителя, который должен был вписать документ в уже существующую систему деятельности, при этом сохранив идею и букву международного стандарта. Процесс разработки документов шел коллегиально, и, как позже показала практика,  это было правильным решением, так как исполнители не взяли бы на себя ответственность за деятельность, описанную в процедурах. Хотелось получить не просто комплект документов, а работающую реально систему менеджмента качества», - продолжает начальник сектора контроля качества ФБУ «Самарский ЦСМ» Станислав Александров.

   
   

Документы системы менеджмента качества изучили в подразделениях. Конечно, не обошлось без сложностей. Труднее всего было понимать термины международных стандартов серии 9000, которые сохраняли сложности перевода - такие как валидация и верификация, мониторинг и так далее. Также потребовалось чаще проводить внутренние аудиты в подразделениях ФБУ «Самарский ЦСМ», и их проводили сотрудники организации, которые были соответственным образом обучены, так как проверка выполнения требований стандарта ИСО 9001 имеет свои особенности. В 2008 году аккредитованный орган по сертификации систем менеджмента провел в ФБУ «Самарский ЦСМ» формализованный международными правилами аудит адекватности документации и аудит «на месте» по проверке деятельности и выдал сертификат соответствия.

 Компетентный подход

В 2008 и 2015 годах вышло еще две версии международных стандартов ИСО 9001. Несмотря на то, что в их требованиях присутствует преемственность,  к деятельности персонала постоянно предъявляются новые требования. В первую очередь это касается методов менеджмента, таких как процессный подход к управлению деятельностью, оценка рисков и возможностей, менеджмент знаний и так далее.

Фото: Самарский ЦСМ

В проекте применения в ФБУ «Самарский ЦСМ» международного стандарта на системы менеджмента качества ИСО 9001 многие работы можно было сделать эффективнее, но каждая организация идет своим путем и учится на ошибках, в том числе своих. Каждый следующий проект по внедрению новых версий ИСО 9000 осуществляется лучше (целенаправленнее) предыдущего, в этом преимущество стандарта ИСО 9001, так как он нацеливает на постоянное улучшение деятельности», - говорит начальник сектора контроля качества ФБУ «Самарский ЦСМ» Станислав Александров.

В 2019 году ФБУ «Самарский ЦСМ» ставит перед собой важную задачу - поддержать результативное функционирование системы менеджмента качества и добиться новых высот в своей деятельности. Периодические плановые проверки со стороны аккредитованного органа по сертификации позволяют демонстрировать  себе и внешним аудиторам, поставщикам и заказчикам, что организация развивается, становится лучше.

Развитие системы менеджмента качества, проведение работ в области стандартизации, метрологии, испытаний и сертификации, соответствующих нормативным документам, и своевременное реагирование на изменение потребностей и ожиданий заинтересованных сторон – основа долговременного успеха деятельности ФБУ «Самарский ЦСМ».

Смотрите также: