Как живёт «сестра». Чем удивил заокеанский город-побратим Самары

Вид на город с прогулочного теплохода. © / Ирина Опарина / АиФ

История побратимства городов восходит к 1994 г, - временам мэра Олега Сысуева. Сначала мы «породнились» с немецким Штутгартом, а через два года и с его побратимом — Сент-Луисом. Но это в далёком прошлом. Сегодня мало кто в Сент-Луисе помнит о том, что у них есть российский город-сестра. Да и мы о ней, признаться, подзабыли.

   
   
Арка - самый высокий памятник в США. Фото: АиФ/ Ирина Опарина

«В Самаре Сент-Луис приобрёл широкую известность как город-побратим в феврале 1996 г., когда был изготовлен металлический проездной жетон с изображением Арки (Ворота на Запад). Автор проекта - известный самарский медальер Вячеслав Агафонов.

Такие сезонки принимали в общественном транспорте Самары в 1996 г. Фото: Из личного архива

Отчеканенные из алюминия сезонки с изображением главной достопримечательности Сент-Луиса горожане предъявляли при входе в самарский общественный транспорт: автобусы, троллейбусы, трамваи. Тогда же сообщение об этом дали и в городских газетах. С тех пор Сент-Луис в нашем городе широко не рекламировали», - вспоминает Александр Завальный, главный библиограф Самарской областной универсальной научной библиотеки, заслуженный работник культуры России.

Бейсбольный стадион - домашнее поле команды Кардиналс. Фото: АиФ/ Ирина Опарина

Так что же сегодня кроме пивного производства, авиастроительных заводов, схожих по архитектуре арок и великих рек объединяет, а также разобщает эти города?

Где место избирателю?

В вопросах доступности власти для населения нам, действительно, есть чему позавидовать жителям Сент-Луиса, причём, начиная с самых элементарных вещей. Так, чтобы зайти в самарское здание думы вам обязательно понадобится удостоверение личности, но и это не поможет, если нет предварительной договорённости с «обитателями» здания. А вот в городской совет муниципалитета Сент-Луиса вход абсолютно свободный для всех. Более того, в зале депутатских заседаний специально для избирателей отведена большая двухъярусная трибуна. Людей принято чествовать, причём всем корпусом.

«Я говорю коллегам: в этом зале находится мой избиратель, он пришёл к нам на заседание. Давайте поприветствуем его. И мы это делаем», - рассказал депутат Джозеф Ваккаро.

 

   
   

Важно и то, что депутаты Сент-Луиса доступны для людей. По крайней мере, у жителей есть номера их мобильных телефонов. У нас же, порой, невозможно достучаться даже до помощников... « Депутатам пишем письма, нам обещают помочь, но обращения ходят «по кругу» месяцами, а то и годами», - жалуется в «Народную приёмную АиФ-Самара» Ольга Киреева, жительница Октябрьского района.

Как быть с бомжами?

Разнится и наша социальная политика. В Самаре работают всего лишь два приюта для людей, оставшихся без крыши над головой - «Социальная гостиница для лиц без определённого места жительства и занятий», в пос. Управленческий и ГКУ СО «Центр социальной адаптации для лиц без определённого места жительства и занятий и иных категорий граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию» в пос. Запанской. Обе рассчитаны, в среднем на 20 человек, и это при том, что на город-миллионник по неофициальным данным приходится от 4 до 6 тыс. бомжей. В Сент-Луисе, где проживают всего 350 тыс. человек, такие приюты исчисляются десятками. Наша группа (я ездила в штаты по программе Open World по протекции Ассоциации Школ Политических Исследований при Совете Европы) побывала в одном из них - приюте им. Св. Патрика.

Сент-Луис очень сильно отличается от Самары. Фото: АиФ/ Ирина Опарина

Каждому пришедшему туда предоставляют бесплатное отдельное жильё, оказывают психологическую помощь и, главное, человека обучают новой профессии. Например, в приюте Св. Патрика обучают работать в ресторанном бизнесе. Пройдя курс, «выпускники» выходят в «большой мир» на поиски работы. Вся эта деятельность проводится при поддержке государства. Вообще в США практически вся социальная политика реализуется через некоммерческие организации. Государство выделяет гранты, которые организации осваивают на различные благие нужды.

Когда станцуем вместе?

Последние пару лет в Самаре всё популярнее становятся т.н. «инклюзивные» мероприятия - танцы, балы, праздники, объединяющие инвалидов и обычных людей. А вот с инфраструктурой для граждан с ограниченными возможностями пока не очень-то преуспевают.

«Самарские чиновники заявили, что тратят миллионы на низкопольный транспорт. Только что толку? Во-первых, до остановки инвалиду надо ещё добраться, преодолевая высокие и не соответствующие никаким ГОСТам  бордюры, а во-вторых, и в самых главных - водителей у нас никто не учил парковаться так, чтобы автобус останавливался вровень с бордюром. А ведь он для того и низкопольный!», - возмущается Екатерина Сизова, руководитель кабинета помощи и реабилитации инвалидов.

В Сент-Луисе инвалиды «включились» в полноценную общественную жизнь ещё несколько десятилетий назад. Пандусы и низкопольный транспорт являются неотъемлемой частью жизни города. Я не увидела ни одной «дамской комнаты», которая не была бы обустроена низкими зеркалами для колясочников.

Вид на художественный музей из городского парка.Фото: АиФ/ Ирина Опарина

Удивило и то, насколько активно инвалиды участвуют в танцах, и, главное - остальные реагируют на это адекватно, никто ни от кого не «шарахается».

Кстати, инвалидам США, как и российским, точно также ежегодно приходится подтверждать свою инвалидность, чтобы получать субсидии от государства. Но в отличие от наших, не всем из них эти субсидии нужны. «У меня, да и у многих моих знакомых прекрасная работа, и в поддержке государства не нуждаемся. А потому смысла собирать многочисленные бумаги нет», - призналась Эйми Веймайер, президент, генеральный директор компании «Паракворд» - инвалид от рождения. Самарским же, хоть предприятия и предоставляют квоты, к сожалению, не всегда удаётся выбраться на работу даже из дома - нет инфраструктуры.

Куда отправить велосипедиста?

«Однозначно, в парк!» - ответят нам жители Сент-Луиса, которые, кстати, недавно дружно проголосовали за эко-проект «Зелёный путь вдоль великих рек». Его суть заключается в том, что город и его округа свяжет сеть «зелёных» маршрутов, парков и дорожек.

Таким образом, человек может добраться от дома до работы на велосипеде, наслаждаясь свежим воздухом, зелёными пейзажами и пением птиц. Самаре пока до этого очень далеко: у нас велодорожки ещё не построили даже вдоль основных автомагистралей! А потому любители здорового образа жизни вынуждены передвигаться на «железных конях» прямо по проезжей части, рискуя жизнью, лавируя между припаркованными к бордюрам автомобилями и глотая запахи выхлопных газов.

Зеленый путь вдоль великих рек - это поля, деревья и велодорожки. Фото: АиФ/ Ирина Опарина

Где помогают художникам?

А вот в плане развития искусства Самара, возможно, могла бы дать «фору» Сент-Луису. Что говорить, талантами и проектами мы богаты. Ширяевская биеннале, фестиваль «Правый берег», проект «Музей как улица - улица как музей», «Фестиваль идей» и многого другого у нас не отнять. Но каждый раз не понятно, на какие деньги всё это будет финансироваться в следующем году. И будет ли вообще?

Местному бизнесу искусство не особенно интересно, а в бюджете «лишних» денег сегодня нет. Я не знаю, имеет ли Сент-Луис сколько творческих идей как мы, но с финансированием местных дарований у них точно всё в порядке. Специально для этого в городе создан региональный совет по искусству. Организацию создали ещё в 1985 г. с целью продвижения и развития всех видов художественных и культурных учреждений в городе и округе, что, как уверяет Дэн Тирни, директор, способствует экономическому развитию региона.

Канадские гуси гуляют прямо по территории университета. Фото: АиФ/ Ирина Опарина

«Мы постоянно устраиваем выставки для местных молодых художников, специально для  них работают многочисленные галереи, где горожане и туристы могут купить работы. Музеи тоже заинтересованы в приобретении произведений, и, в первую очередь, местных художников», - говорит он.

А вот в Самаре из-за скудного финансирования фондов музеи уже начали просить художников отдавать работы в дар. Чтобы хоть как-то зафиксировать память о них для потомков. Помимо всего прочего, приятно, кстати, и то, что в Сент-Луисе вход в государственные музеи свободный. Об этом позаботились жители - налогоплательщики.

Художественная галерея Сент-Луиса. Фото: АиФ/ Ирина Опарина

Как спасают старину?

Центр города в Сент-Луисе, в отличие от самарского, представляет собой территорию деловой активности, которая по вечерам «вымирает». Но совсем неподалёку от неё в то же самое время «оживают» целые кварталы двух-трёх этажной исторической застройки. У нас похожие кварталы находятся в границах ул. Ленинградской и Хлебной площади. Только в отличие от самарских полуразрушенных купеческих домишек, Сент-Луис вполне может похвастаться ухоженными домиками, где на верхних этажах живут люди, а на нижних - работают маленькие магазинчики и кафе. Секрет успеха прост - в процесс включён бизнес. Предприниматели восстанавливают дома, чтобы затем  продать их, но уже по рыночной цене. Кстати, успешность такой работы недавно прочувствовали и в Самаре. Так, квартиры в домах, фасады которых в прошлом году восстановили волонтёры проекта «Том Сойер Фест», выросли в цене практически вдвое!

Старинные кварталы Сент-Луиса. Фото: АиФ/ Ирина Опарина

Впрочем несмотря на очевидные плюсы, проблемы с защитой исторических строений у наших заокеанских собратьев тоже возникают. «У нас хотят снести мост, который построили ещё в 30-е гг. прошлого века. Общественность активно включается в его защиту, люди фотографируются на фоне сооружения,  чтобы власть понимала, что это достопримечательность», - рассказала нам Рут Киной, специалист Ассоциации по сохранению культурно-исторических памятников Сент-Луиса.

Какой прок от реки?

К сожалению, в Самаре в последние годы практически перестали использовать речные грузоперевозки. В силу не совсем понятных причин (дороговизна солярки и т.п.) этот выгодный во все времена бизнес сегодня вдруг оказался нерентабельным. В связи с этим в последние годы чиновники всё чаще говорят о переносе или вообще возможной ликвидации городского грузового речного порта. А вот наши «братья-сёстры» с берегов Миссисипи так не считают. Сегодня  в Сент-Луисе  работают два порта, в строительство которых инвестировали $25 млн. К слову, город - крупнейший в штате логистический центр, где одну из ключевых ролей играет река.

Туристический кораблик 50-х годов. Вид сверху. Фото: АиФ/ Ирина Опарина

Не менее широкой популярностью пользуются и речные прогулки. Нам довелось покататься на ретро-кораблике «Том Сойер», построенном ещё в 50-е г.г. прошлого века. У нас аналогичную прогулку по Волге предлагают на теплоходе «Москва», который моложе своего заокеанского собрата лет на 20.

Вода в Миссисипи грязная. Причина - илистые берега. Фото: АиФ/ Ирина Опарина

Как помогают бизнесу?

В Сент-Луисе действует центр технологического предпринимательства «Ти-Рекс», который работает по принципу бизнес-инкубатора для 100 начинающих предпринимателей. Там молодые бизнесмены могут на период «созревания» недорого арендовать площади под офисы ($50 в месяц), получать консультационную поддержку от организаторов. Обмениваться идеями начинающие предприниматели могут в «Венчурном кафе», которое работает на базе центра. «Центр помогает привлекать интеллектуальные ресурсы в город, растёт экономический потенциал всего региона», - рассказала нам Патриция Хейган, президент центра. В Самаре тоже действует бизнес-инкубатор, но, как говорят, бизнесмены толку от него мало. Сегодня там арендуют площади 17 резидентов.

Деловой квартал Сент-Луиса. Фото: АиФ/ Ирина Опарина

«Единственная польза от этих структур - обмен информацией.

Частенько мы узнаём о нововведениях в законодательстве именно на семинарах, которые проводят там. Но, в первую очередь, нам нужны субсидии, материальная поддержка. Только тогда сможем хоть как-то выживать. Вкладывать деньги в инкубаторы - это всё равно что выбрасывать их на ветер», - считает председатель Самарского регионального профсоюза предпринимателей Владимир Симбиркин.

Идём на блюз?

Самара и Сент-Луис - города музыкальные. У нас фестивали - «Грушинский», «Метафест» и «Классика над Волгой» , а у них - блюз. Интересно, что Сент-Луис - родина всемирно известного блюзмена Чака Берри. Сегодня живая музыка в исполнении многочисленных местных «бэндов», многие из которых активно гастролируют по всему миру, каждый вечер звучит из баров и ресторанов, расположенных на прогулочных улочках города. А по выходным в парке перед входом в исторический музей дают концерты. Кстати, у них даже хоккейная команда называется «Сент-Луис Блюз». На этом фоне хоккейные баннеры, развешенные по городу с призывом «Let's go Blues!» приобретают ещё и второе - музыкальное значение.

Блюз-концерт в одном из баров Сент-Луиса. Фото: АиФ/ Ирина Опарина

P.S.Выводы, к сожалению, неутешительны: Самаре есть чему поучиться у своей американской «сестры». Может, несмотря на внешнеполитические споры, нам всё-таки пора вспомнить и возобновить отношения? Но как бы то ни было - решать властям.

Справка.
Сент-Луис - город в США, в штате Миссури. Назван французскими колонистами в честь короля Людовика IX. Население - 350 тыс. человек. Город известен аркой (Ворота на Запад) Её высота 192 м. в самой высокой точке, ширина основания также 192 м. Она является самым высоким памятником на территории США. Строительство началось 12 февраля 1963 г. и закончилось 28 октября 1965 г.

Смотрите также: