Елена Савицкая: Нужны ли нам вундеркинды

О том, умеют ли в регионе воспитывать вундеркиндов, и о дальнейшей судьбе супердетей мы поговорили с Еленой САВИЦКОЙ, профессором кафедры возрастной и педагогической психологии СГСПУ.

   
   

Как распознать гения?

АиФ-Самара, Екатерина Абашкина: Елена Матвеевна, как определить, что ребёнок обладает выдающимися способностями, и что учиться ему нужно не в обычной, а в особой школе?

Елена Савицкая: Однозначного ответа, теста, который безошибочно разделит детей на гениев и обычных, не существует. Но о признаках одарённости говорить всё-таки можно. Как правило, это высокие способности к самообучению - такие дети буквально схватывают информацию на лету. Чаще всего они стремятся всё делать по-своему и сильно выделяются на фоне своих сверстников. Они ненасытно любознательны и часто проявляют себя перфекционистами, от чего страдают и сами, будучи вечно неуверенными в себе и своих результатах.
Обычно способности проявляются в возрасте от трёх-четырёх до семи лет, когда ребёнок овладевает своими умственными возможностями. Раньше всего проявляются творческие способности. Чуть позже формируются математические гении. В любом случае способности поможет выявить целенаправленное внимание к ребёнку со стороны педагогов. При этом не следует путать одаренных детей с отличниками - хорошо обученными.

- То есть двухлетних вундеркиндов не встречается?

- Ну почему? Мы же с вами говорим о тенденции. Ко мне, например, обращались родители двухлетнего малыша, который, сидя на горшке, исполнял оперные арии, точно воспроизводя голосом мелодический рисунок. При этом он еще плохо говорил. В другой семье рос ребенок, которого учили писать. Вскоре начал писать и его младший брат, но писал он наоборот. Родители пришли в ужас: «Караул! Он ненормальный!» Я спросила: «А вы учили его письму?» - «Да нет! Просто, когда старший делал уроки, младший сидел напротив и играл». Вот он и научился письму, только зеркально - как увидел, сидя напротив старшего.

Легко ли быть вундеркиндом?

- В Самаре создаётся центр одарённых детей. А нужен ли он городу? Ведь такое учреждение требует немалых вложений.

   
   

- Да, нужен. К сожалению, общеобразовательная школа не приспособлена для обучения тех, кто значительно отличается от среднего уровня в сторону больших способностей. Им требуются особые учителя - с большим терпением, ведь учить вундеркинда не так просто. Кроме того, это должны быть педагоги, которые постоянно развиваются, не устают повышать свой уровень, те, кто будет сотрудничать с ребёнком, а не подавлять его. Ведь мы всё чаще сталкиваемся с тем, что одарённые дети покидают город, уезжают учиться в столицу или за рубеж. Наша задача - создать все условия для развития таких детей в регионе. Другое дело, что обучение одарённых детей в интернате - не лучшее решение. Запирая детей в среде таких же, как они, мы мешаем им социализироваться. Рассматривать человека только как сосуд для дара, не развивая его личностные и коммуникационные качества, всё-таки бесчеловечно. Кроме того, существует безрадостная статистика, которая гласит, что состоявшихся в профессии одарённых детей, как правило, не более 2-3%. Это связано и с недостатком социализации у таких вундеркиндов, и с просчётами системы обучения. Несостоявшиеся одарённые люди - это и беда для нации, и трагедия для такого бывшего «чудо-ребёнка», который всю жизнь страдает «синдромом бывшего вундеркинда».

- А как же лозунг, что в нашей стране все дети одарённые? Нужно только увидеть их талант и помочь ему раскрыться?

- Большинство психологов утверждают, что в обществе от 1-2 до 20% одарённых детей. При этом в разных странах процент может оказаться разным. Например, по мнению Виктории Юркевич, руководителя московского ресурсного центра одарённости, в нашей стране меньше детей, относящихся к «высокой норме», при этом много детей запущенных. Кстати, есть и наблюдение, что нестабильная социальная среда может давать яркие всплески творческих способностей российских школьников. Однако вряд ли на этой российской особенности стоит строить систему воспитания детей.

Почему Россия отстаёт?

- То есть по количеству одарённых детей Россия в отстающих. С чем это связано?

- Знаете, в советское время была достаточно эффективная система выявления, отбора и обучения особо одарённых детей. Они учились в бесплатных специальных учебно-воспитательных учреждениях, занимались творчеством в кружках при домах и дворцах пионеров, пионерских лагерях и т.д. Потом всё захирело. Учтите, что многие страны уже полвека заняты тем, что выявляют потенциальных гениев и бережно ведут их во взрослую жизнь. В 47 странах работают программы обязательной диагностики всех детей на признаки гениальности. В Израиле, например, эффективная система обучения одарённых детей является государственной тайной. Так что, создавая условия для развития одарённости, мы попросту запрыгиваем в последний вагон уходящего поезда. Где-то я читала мнение, что система обучения похожа на выращивание английского газона: на то, чтобы он полностью сформировался, требуется 300 лет.

- Но вы же сами говорите, что вундеркинды неудобны и требуют к себе большого внимания. Может, гораздо разумнее сосредоточиться на воспитании «середняков»?

- Конечно, неудобны. Но на этих детях стоит общенациональное развитие. Они способны создавать уникальный продукт, новые технологии. Знаете, как писал поэт Евгений Баратынский? «Дарование есть поручение. Дóлжно исполнить его, несмотря ни на какие препятствия».

 

Смотрите также: