Cамара, 28 мая – АиФ-Самара. Мы стоим на Ленинградском спуске к Волге вместе с заведующей лабораторией Института гигиены и экологии человека Самарского медицинского университета Инной Сухачевой и смотрим на медленно плывущие по течению коряги, пластиковые бутылки, трупы птиц и другой непонятный мусор. Цвет воды - свинцово-коричневый. Запах - с тухлецой.
- Волжская вода в нынешнем её виде не годится ни для рыб, ни для человека, - комментирует безрадостную картинку биолог. - Людям и животным, живущим возле Волги, не позавидуешь.
Волга уже давно перестала быть рекой. Заместитель директора Института экологии Волжского бассейна (ИЭВБ) Сергей Саксонов называет её «природно-техногенной системой». Он помнит, как в детстве пил волжскую воду. Сейчас её мутность возросла в 1000 раз, водообмен замедлился в 12 раз. Воду из Волги он, понятно, не пьёт. Да и купается только в районе Зольного, где у реки самое сильное течение.
Ещё в начале 90-х его коллега, ихтиолог, заведующий лабораторией популяционной экологии, профессор, доктор биологических наук Игорь Евланов, предсказал, что улов рыбы в Куйбышевском и Саратовском водохранилищах через несколько лет сократится в три раза. Так и произошло. Мало того, рыба страдает болезнями, из которых селитёрный червь не самая страшная жуть. Прошлым летом многих рыбаков шокировал вид судака, которого не то что есть, даже брать в руки не хотелось - вся его чешуя была покрыта розовыми язвами.
Читайте также: Жигулевск травит Волгу канализационными стоками
В 2006-2008 годах Институт экологии и гигиены человека Самарского медуниверситета проводил исследования на крысах, геном которых схож с человеческим. Крыс поили обыкновенной волжской водой, и у них садилась печень, отказывали почки, страдала селезёнка. Рыбы и крысы, конечно, быстрее реагируют на изменения, происходящие в воде, человек медленнее. Но воду-то мы потребляем одну!
Сине-зелёная прорва
Первый сигнал от реки, терпящей бедствие, получили в 1992 году тольяттинцы. Тогда произошёл аварийный сброс фекальных вод возле плотины Волжской ГЭС. Сначала вода была мутной, потом грязь, казалось, была переработана сапрофитами - иловыми донными растениями. Но через два года произошёл какой-то сдвиг в местной экосистеме и Волга выплюнула все людские… «подарки» обратно на поверхность.Ещё один, более мощный, сигнал SOS от терпящей бедствие реки жители Самары не расслышали.
Читайте также: В губернии произошел сброс в Волгу сточных вод с вредными веществами
Хотя в один голос возмущались жёлтой водой, текущей из крана в январе нынешнего года. Между тем и в первом, и во втором случаях произошло то, что биологи называют вторичным загрязнением.
Но, оказывается, бороться со сточными водами можно, в этом помогают водохранилища. Создание таких сооружений существенно улучшило самоочищающую способность Волги.
«Огромные объемы накопленной в водохранилищах воды эффективно разбавляют сточные воды, загрязняющие вещества перерабатывается экосистемами водохранилищ либо захораниваются в донных отложениях, - прокомментировали в пресс-службе ОАО «РусГидро». - Без водохранилищ Волга в маловодный период, а это большая часть года, с июля по март, при существующих объемах сбросов сточных вод превратилась бы в сточную канаву с отравленной водой, не пригодной не только для питья и полива, но и для жизни рыбы. Более того, поступление грязной воды фактически уничтожило бы Волго-Ахтубинскую пойму.
Но самоочищающаяся способность водохранилищ далеко не безгранична, более того, она уже давно превышена. Необходимы безотлагательные меры по кардинальному снижению сбросов и улучшению качества их очистки. Масштаб проблемы можно оценить по таким цифрам: в одной только Нижегородской области по официальным данным за год сбрасывается в бассейн Волги 346 миллионов тонн недостаточно очищенных сточных вод, а еще 28 миллионов тонн - вообще без всякой очистки. Особенно негативно влияют на качество воды сбросы соединений азота и фосфора, которые вызывают массовое цветение воды».
Фосфор и азот - идеальная пища для сине-зелёных водорослей. Их уже стало так много, что Волга с птичьего полета местами выглядит большой лужей разлившейся краски. Выделяя ядовитые соки, водоросли убивают своих собратьев и пожирают их останки. Река теряет последний шанс: гибнущие микроорганизмы помогали ей избавиться хотя бы от части загрязнений. К тому же, по прикидкам зав. лабораторией мониторинга водных объектов Института экологии Волжского бассейна, доктора технических наук Владимира Селезнёва, сине-зелёные выделяют до 300 видов органических веществ. Большая их часть - токсины.
Читайте также: Дети в Самарской области падают в обмороки от плохой экологии
На Волге уже были случаи отравления маленьких детей ядовитыми выделениями водорослей. В пик цветения, а он начинается на Волге уже в июле (вспомните, ещё лет десять назад Волга цвела в середине августа) и продолжается до сентября, зелёная плёнка покрывает Волгу на 20-30%. Отмершие водоросли попадают вниз, создавая идеальную среду для самовоспроизводства. Между тем от этих токсинов забираемую из Волги для снабжения городов воду никто не чистит. Эти химические соединения никто не изучает, значит, их как бы и не существует.
«Если прекратить или хотя бы значительно уменьшить загрязнение Волги, качество воды в водохранилищах будет не хуже, чем в природных реках и озерах. Не стоит забывать, что в Байкале, который уже более 50 лет является водохранилищем, водообмен происходит один раз в 383 года», - добавили в пресс-службе ОАО «РусГидро».
Смотрите также:
- Лето без Волги. Самарские пляжи не готовы к купальному сезону →
- Тольятти угрожают водоросли? →
- Волга стала сточной канавой? →