Статистика врёт?
В Самарской области сегодня поставлено на миграционный учёт 180 тыс. человек - это на 6,5% больше, чем в прошлом году. Больше всего «гостей» прибывает к нам из Таджикистана, Узбекистана, Азербайджана, Армении, Киргизии и Казахстана. «С одной стороны, это положительно характеризует экономику губернии - она привлекательна для наёмных работников, - говорит начальник отдела иммиграционного контроля УФМС России по Самарской области Денис АКИМОВ. - Растёт количество деловых контактов, разрешений на работу и патентов, которые мы выдаём. С другой стороны, растёт число правонарушений».
Аспирантка кафедры истории и теории мировой культуры ПГСГА Лиана АГАДЖАНЯН этим летом опубликовала исследование, посвящённое армянской диаспоре в нашем регионе. «По всероссийской переписи населения численность армян в Самарской области - 2,9 тыс. человек, что составляет 0,71% от всего населения области, - говорится в работе Лианы. - А по неофициальным данным - 35 тыс. человек (источник - полевые исследования автора). В перепись не вошли нелегально проживающие в Самаре армяне, а также трудовые мигранты».
Выбери меня
Чаще всего мигрантов используют в качестве разнорабочих на непопулярных должностях с низкой зарплатой. Коренные самарцы работать за такие деньги не идут. «Средняя зарплата жителей Самарской области составляет 19-20 тыс. руб. в месяц, - говорит и.о. руководителя управления специальных программ, занятости, профобучения и трудовой миграционной политики минтруда Самарской области Ольга ПОСТАВНАЯ. - Эту же сумму обычно указывают в резюме соискатели. За пределами интереса самарцев остаются вакансии, за которые платят 10 тыс. руб. и меньше. И тогда мы делаем заявку на привлечение иностранных граждан».
Казалось бы, всё логично - россияне работать не хотят, приходится нанимать гастарбайтеров. Но там, где подобная практика стала нормой, ситуация выходит за рамки: иностранные гости начинают вытеснять местное население с традиционных рабочих мест. Например, в Кинельском районе мигранты из Китая под началом русскоговорящих руководителей обрабатывают значительную часть сельхозземель, выращивая там помидоры по собственной технологии и выдавая их за столь любимые народом «кинель-черкасские». Дешевизна иностранной рабочей силы позволяет сбивать цену на урожай, и местные производители терпят убытки. Какими химикатами поливают продукцию - неизвестно. «Нарушения санитарного законодательства в китайских теплицах и сортировочных пунктах видны даже невооруженным взглядом», - говорит председатель комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Самарской губернской думы Александр ЛАРИОНОВ.
Возмущаются местные жители и на дачном массиве «Сокский»: таджики, работающие там на стройках, воруют фрукты и овощи, заплёвывают насваем дворы своих работодателей, требуют такой же зарплаты, что и квалифицированные рабочие, а делают работу намного хуже - не имеют трудовых навыков, не знают русского языка.
Семья, понимаешь!
Многие гости из стран СНГ посещают Самару не в качестве сезонной рабочей силы, а переезжают сюда вместе с семьёй, детьми, братьями и зятьями. Или приезжают к своим родственникам, уже обитающим в городе. В самарских школах всё больше детей, не говорящих по-русски. Тревожные сигналы от родителей поступают из школ Промышленного, Кировского, Куйбышевского районов города. И если детишки младшего школьного возраста довольно быстро адаптируются, то у подростков возникают проблемы. Им сложно учиться, трудно даются школьные предметы - особенно русский язык и литература. Учителя волнуются, что дети не смогут сдать ЕГЭ. Родители жалуются, что часто в классах, где много маленьких мигрантов, учителя вынуждены подстраивать программу обучения под более низкий уровень развития и усвоения детьми приезжих учебного материала.
Были бы деньги
Мнение | |
---|---|
Ирина СОКОЛОВА, учитель одной из школ Советского района Самары: - В мигрантских семьях есть и очень талантливые детишки, они разные - как и все. Самарские ребята никаких проблем не испытывают в общении. Скорее будут избегать русского неряху, чем аккуратного и жизнерадостного армянина. Замечала, что дети помогают своим сверстникам, если у тех возникают огрехи в обучении. Родители тоже бывают разные. Есть один отец, который ходит права качать. «Ты не так научила!» - учительнице говорит. Она в последнее время от него уже прячется, как завидит. |
Приезжим тоже приходится несладко. Армянка Насима АВЕТКЯН приехала в Самару в 1988 году, после землетрясения в Спитаке. Мать троих детей сразу получила угол в общежитии от самарских властей, но гражданство смогла оформить только через 17 лет, в 2005-м. Отсюда - её мытарства: медсестра по специальности, она так и не смогла устроиться по профессии и до сих пор работает уборщицей. Дети Насимы росли, учились, женились и выходили замуж в Самаре, теперь ни на какую родину возвращаться не собираются. Хоть и хлебнули горя от властей, Армения - уже почти такая же чужбина, как когда-то Самарский край.
А вот тогдашний сосед Насимы по общежитию, прибывший из Киргизии и поселившийся в Самаре в начале 90-х, Кулумбек, проблемами обременён не был. Гражданство оформил в течение двух лет, завёл производство фальшивого спирта в Зубчаниновке, и до сих пор предприятие его процветает. И детей своих хорошо пристроил на спиртовые средства. «Деньги были», - объясняет быструю «адаптацию» Кулумбека к местным условиям Насима. Неужели мигранты - это наше будущее? Ведь если они и дальше будут бесконтрольно прибывать, в какой-то момент уже про наших детей скажут: «У нас есть двое русских в классе. Но мы их не обижаем!»
Смотрите также:
- Количество мигрантов в Самарской области продолжает расти →
- Самарские работодатели делают ставку на мигрантов →
- Гастарбайтеров на территории региона прибывает →