Самарские шедевры пора спасать не только заклинаниями

Фото:

   
   

6 сентября на суд общественников Самары была представлена городская целевая программа «Сохранение, развитие и популяризация историко-культурного наследия городского округа Самара». Говоря о ней, мэр Самары Дмитрий АЗАРОВ отметил, что «ни для кого не секрет, в каком состоянии находятся памятники культурного наследия. Много лет власти не предпринимали никаких действий, чтобы изменить ситуацию. Сегодня на восстановление и сохранение памятников архитектуры необходимы огромные суммы. Это колоссальная работа. Но мы рассчитываем на поддержку из федерального и регионального бюджетов, участие бизнеса. Подчеркну, что эта работа не должна вестись ради каких-то событий, запланированных в нашем городе, таких, как чемпионат мира по футболу». А уже через месяц в самарских СМИ появилась информация, что среди зданий муниципальной принадлежности, выставленных мэрией на торги, около половины – вновь выявленные объекты культурного наследия. Было высказано мнение, что передача в частные руки может стать способом их сохранения.

Почему живём в разрухе?

На словах - всё прекрасно, однако при существующих обременениях бизнес вряд ли кинется покупать разрушенные бездействием городских властей здания. Созерцать развалины некогда прекрасных строений горожанам придётся, видимо, ещё долго. По словам председателя общественной организации «Комитет спасения старой Самары» Людмилы Кузьминой, в прошлом году был прецедент, когда архитектор Виталий Стадников привёл в Самару реальных инвесторов со своими деньгами для реставрации дома Маштакова. Это здание – шедевр деревянного зодчества, внесённый в мировые учебники архитектуры, - вот уже несколько десятков лет гниёт, окружённое забором, по адресу: ул. Самарская, 207. Однако городские чиновники дали энтузиастам от ворот поворот - они не смогли определиться с принадлежностью объекта и земли под ним.

То, что государство – неэффективный собственник, никому доказывать не надо. Да и с самопиаром у него большие проблемы. Например, год назад областной минкульт организовал экскурсию по находящемуся много лет на реставрации «дому с атлантами» на Венцека, 55. Мол, посмотрите, люди добрые, как мы здорово его реставрируем. Люди, разбирающиеся в архитектуре, пришли от увиденного в ужас.

- Нам с придыханием показали проекты реставрации «дома с атлантами», нарисованные на ватмане, - вспоминает Людмила Кузьмина. – Я тогда задала вопрос: «Раз есть проект, может, нам обратиться к президенту или премьеру – пускай выделит деньги». На что получила резкий ответ: «Не надо! Чтобы получить деньги, мы должны представить этот проект в правительство!» То есть проект этот только нарисован, но не был представлен! С домом Курлиной тоже тёмная история. Ещё в 2005 году «Волжская коммуна» писала об успешном ходе реставрационных работ на этом объекте. В частности, были пронумерованы и переложены паркетные планки на полу. А в 2010 году мы туда вошли – там дранка на стенах! Куда всё делось?

А ещё в доме Курлиной по вине работавших там гастарбайтеров случился пожар. И если те самые таджики, которые расписались на закопчённых стенах особняка словно наши войска на Рейхстаге в 45-м, и есть воплощенное представление чиновников о том, каким должен быть реставратор, то ничего хорошего в деле сохранения памятников архитектуры в Самаре ждать не приходится.

В Самаре есть всё

А между тем даже в уже разрушенной Самаре нам ещё есть что терять.

- Самара наиболее активно развивалась в эпоху модерна – в начале XX века, когда в России был небывалый экономический подъём, - не устаёт объяснять заслуженный архитектор России, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, художник Ваган Каркарьян. – А модерн многолик, в нём много разных направлений и течений. У нас в городе есть здания, которые можно отнести к достижениям мирового уровня. Самара в прошлом не была архитектурной провинцией, она не отставала ни от Москвы, ни от Питера в своих архитектурных изысках. Русский, неорусский стиль, конструктивизм – в Самаре есть всё, что есть в русской и советской архитектуре. И всё это компактно расположено на территории до ул. Полевой…

   
   

С заботой самарским памятникам старины вообще не везёт. Их смерти ждут не только чиновники, считающие, что земля под ними стоит намного больше их самих, но и обитатели этих домов. По словам Людмилы Кузьминой, большинство жителей старых домов с нетерпением ждут расселения и весьма агрессивно относятся к инициативам любителей самарской старины защитить очередной дом от сноса. Однако спасение памятников архитектуры в представлении её защитников тоже заключается в передаче исторически ценных домов в частные руки. Только нужно изменить законодательство в пользу приобретателей этих памятников.

- Нашим бизнесменам, которые играют блюз, содержат телерадиокомпании, спонсируют партии и стремятся в депутаты, стоит задуматься, что можно уехать жить за границу. Но ведь там существует своя «скамейка очередников», и им там места нет, - говорит Людмила Кузьмина. -  Им нужно сохранять свой город, свою малую родину. Я считаю, необходимость внесения изменений в местный и федеральный законы о памятниках архитектуры давно назрела. Поправки должны коснуться возможности приватизации памятников, передачи их в частные руки с охранными обязательствами и значительными преференциями будущему владельцу.

МНЕНИЕ

Светлана ЖДАНОВА, в прошлом – руководитель Поволжского территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия:

- Проблема сохранения памятников — не отдельная проблема сохранения специфического культурного наследия. И если наконец-то проявлена политическая воля, это о многом говорит. Вместе с тем успеха можно ожидать только при грамотной реализации программы: с участием общественности, научных кругов, с участием лицензированных и специализированных организаций с широким обсуждением и при постоянном финансировании программы. Чтобы не на три оставшиеся зуба ставить новую челюсть.

Сохранение архитектурного наследия невозможно без внятной градостроительной политики и без общей концепции развития города, развития экономического, туристического. Если этого нет, если политика не сформулирована — ничего не получится. На самом деле проблема решаемая, но решать её надо в интересах города, а не отдельных групп инвесторов. Хотя город уже дошёл до такой точки, когда все, что ни сделается по реализации программы, уже будет хорошо. К тому же хорошим поводом сделать что-то для города может стать подготовка к мундиалю. Под него можно получить какие-то средства.

Смотрите также: