У губернатора - галопы и кадрили
Первая освещённая в печати встреча Нового года в Самаре произошла в 1854 году. Высшее общество было приглашено в дом губернатора. «В десять часов начались танцы. Галопы, мазурки, кадрили, вальсы – два часа беспрерывного любования стройностью прелестных дам и услужливостью кавалеров. В 12 часов хозяин приказал подавать шампанское».
Накануне Нового года на Алексеевской площади устраивали народное гулянье, для чего местные капиталисты жертвовали кто шесть сотен ассигнациями, кто сотни бутылок пива, а кто муки и сушек. Как писали газеты, «на празднике будут и стар, и млад, все национальности сольются в одном пивном море».
Для спасения души...
Купец Михаил Степанов предложил на несколько дней свой склад для сбора всех пожертвований на ёлку для бедных детей. Приносили вещи, игрушки, а публике разрешалось свободно осматривать эти вещи и получить о них справки.
Семьсот беднейших детей Самары привозили на ёлку в Биржу. Но до этого многие ребята получали тёплую обувь, одежду, шапки. Некоторые малыши впервые увидели зелёную царицу праздника – символ детского счастья и несбыточной мечты. Под Новый год люди ждут подарки в Иркутске и чуда
Арестованные и заключенные принимали в эти дни подаяния от булочников – калачи и сайки. Считалось, что для спасения души надо жертвовать на пропитание сидельцев, которые в своих молитвах помянут имя благодетеля.
По случаю праздника на городских улицах наблюдалось много оборванных нищих, выпрашивающих у нарядной публики копеечки. В числе городских профессиональных нищих попадались и деревенские «армяки».
Тот самый Вакано в своей центральной пивной, что на улице Алексеевской, устраивал елку для рабочих с тремя видами билетов: на вход, на кружку пива с булкой и на подарки. Дарили чаще всего рубаху и материю. Сначала играли детский спектакль – «Снегурочку». Наряженные в белые кисейные платьица с белыми же шапочками на голове, с мишурными золотыми нитями в волосах, дети рабочих робели и смущались и поглядывали на скрывающегося за кулисами режиссёра. После представления Вакано-сын прочёл телеграмму от другого Вакано - отца, поздравлявшего в ней «моих» рабочих с праздником.
Кстати, почтовики предлагали самарцам заранее написать поздравительные телеграммы. Их передавали немедленно, но в месте назначения сохраняли до 1 января, тогда и доставляли адресатам.
Рождественские базары
В магазинах для самарцев готовили наборы шампанских вин – русских и иностранных марок – по цене от 55 копеек за бутылку и дороже. Пиво продавали по цене от 1 рубля 70 копеек за ведро «Венского» до 3 рублей за ведро «Портера». Кондитерский магазин Рухлова предлагал мятные вяземские пряники, уфимский липовый сотовый и крупитчатый мёд, халву, рахат-лукум, пастилу, филипповские сухари, конфеты в коробках, а также ёлочные подарки с сюрпризами и маски для маскарада. Рождественские базары начинали работать за три недели до Нового года. Общий привоз продуктов доходил до 500 возов.
Готовились к празднествам и аптеки – заготавливали марлю и бинты. За первый день Рождества 1906 года на излечение в земскую больницу поступило с разными огнестрельными ранами 23 человека, большая часть которых приходится на долю «поклонников Бахуса». Для самарских «горчишников» Новый год и Святки - ряд скандалов, «фонарей», потасовок, безобразия, протоколов, и они жалеют потом, что всё это кончилось, и ожидают финала весёлых дней в камерах мировых судей.
Штрихи к новогоднему портрету Самары конца XIX века донесли до нас городские газеты столетней давности.
Новый год – действительно ещё один повод обеспеченным землякам вспомнить про бедных и больных. Помощи ждут в трех домах ребенка, двух детских домах, четырех социально-реабилитационных центрах и приютах для несовершеннолетних, восьми центрах социальной помощи семье и детям, в детском фонде Самарской области. Узнать их адреса можно по телефону 332-24-49, в самарском департаменте семьи, опеки и попечительства.
Смотрите также:
- Когда родилась «Ёлочка»? История главных новогодних атрибутов →
- Праздник должен быть у каждого ребёнка в Самаре →
- Первая премия - за костюм "СССР" →