Ветеран ГАИ о взятках, самарских пробках и героизме

   
   

Страх потеряли

АиФ: - Чем гаишники советского времени и условия их работы отличались от современных?

- Люди были более серьезные, солидные, мы почти всегда стояли на одних и тех же постах и знали всех, кто ездил на машинах. Правда, и машин тогда было мало. Из оснащения - жезл, свисток и компостер для проколов талончика предупреждения. Три просечки – и всё, будьте добры, на пересдачу. Вот это был сильный аргумент! А сейчас - по двадцать раз в году попадается на превышении скорости и продолжает ездить, как ни в чем не бывало. Правила не читают и не учат, инспекторов не боятся и не уважают. Демократия - каждый катается, как хочет.

- Вам, наверное, обидно, что коллег называют «продавцами полосатых палочек» и «беляшами придорожными»?

- Очень обидно. А все потому, что неотвратимости наказания нет. Гаишник сегодня бесправен, его могут проигнорировать, даже обозвать, и ничего не будет. Попробуйте сегодня остановить пешехода, который перешёл дорогу в неположенном месте. А раньше хороший эффект приносила пропаганда. Ставили автобус, собирали в него нарушителей-пешеходов и минут 40 читали им лекцию по ПДД. Потом везли их в райотдел, переписывали, составляли протоколы. Люди этого боялись.

Крутись, как хочешь

- Большинство водителей уверены, что если гаишнику сунуть деньги, он их возьмет. И действительно, многие на месте соглашаются урегулировать «недоразумение».

   
   

- Первая причина – в низкой зарплате, в неустроенности. Инспектору с семьёй на сегодняшнюю его зарплату не выжить. И соблазн велик: начинают давать, противостоять очень сложно. Раз взял, два - появились деньги. На мой взгляд, сегодня примерно половина приходит в ГИБДД, чтобы заработать. А ловят таких достаточно редко. Некоторые берут, потому что неохота выписывать штраф, - надо заполнить целую «портянку»-постановление. Да и водителям проще сразу расплатиться и в банк не ходить. Мне кажется, прежнюю систему штрафов на месте зря ликвидировали. Как раньше было? Я останавливал нарушителя, выписывал ему квитанцию, он мне отдавал рубль, я после смены сдавал его командиру взвода, а он – в кассу.

- А себе оставить деньги разве не хотелось?

- Я же квитанцию водителю отдавал. Нет, даже и разговоров не было, боялись мы очень, тогда за это строго наказывали. Продуктами благодарили - они в дефиците были. Случаев мздоимства я и не припомню. Хотя вот, моего напарника уволили по статье за дискредитацию «высокого звания советского милиционера». Ему после работы принес­ли две бутылки водки, а он взял. Тут пришли сотрудники ОБЭПа и увели его под белы рученьки. Кстати, зарплата тогда была намного выше, чем сейчас, можно было жить безбедно.

Про ожирение и интеллект

- А почему все гаишники такие тучные, это какие-то издержки работы или их форма полнит?

- Лишний вес и ожирение у инспекторов – профессиональная болезнь. А еще гастриты, сердечные болезни, гипертония с остеохондрозом. Я со службы уволился по состоянию здоровья. Когда пришел в ГАИ, носил 46-ой размер, а потом начал набирать килограммы. Домой приходишь в три ночи, наедаешься - и спать. Встаёшь рано, есть не хочется, а на посту некогда и негде. Обед – один час, раньше уехать нельзя, опоздать – тоже, куда успел с поста доехать, там и пообедал. В основном накидываешь в себя беляши и пирожки какие-нибудь. Спортом не занимаешься, ну и превращаешься со временем в колобка.

- Денег мало, работа тяжёлая, нервная, поесть толком не получается. Почему же вы не уволились?

- Сначала многого не замечал, был просто счастлив. Работа очень интересная, даже интеллектуальная: общение с людьми, с техникой, решение сложных задач. Например, как перенаправить движение, урегулировать его на перекрёстке. Сейчас у меня сын инспектором ГИБДД работает. Отговаривал его, мол, посмотри на меня: нервы, здоровье ни к чёрту, - а он: хочу и всё. Помогать ему не стал, он сам устраивался, все комиссии проходил. А сколько счастья было, когда он поймал пьяного водителя!

У героизма есть мера

- А геройствовать вам доводилось? Участвовать в погонях, задержаниях преступников?

- В 90-ые годы каждую ночь приходилось участвовать в двух–трёх погонях, в основном ловили пьяных. Они меня раз 50 на месте «увольняли» и погоны с меня снимали. Бывало, что звонили сверху и приказывали не везти на осви­детельствование, - это если какой-нибудь директор завода, начальник отдела областной администрации или прокурор попадался. Но не всегда цель оправдывала средства. Меня по голове не погладили, если бы я поймал пьяного, но разбил служебную машину. Пришлось бы ходить пешком и самому её ремонтировать. Да и не всегда героизм-то нужен. Помню, лет пять назад, получаю ориентировку на машину, пассажиры которой ограбили киоск «Куры Гриль» и избили продавца. Я их тормознул, не показывая, что знаю, чего они натворили, стал тянуть время. Когда подъехал второй экипаж, мы всех четверых задержали, у них и нож, и биты были. Стал бы я геройствовать, где бы я сейчас был?

Выключить все чайники

- У ваших коллег наверняка имеется запас профессиональных хитростей. Один из фокусов – когда инспектор неожиданно выскакивает из-за кустов.

- Гаишники не просто там прячутся, а используют скрытую форму несения службы, она разрешена. Молодежь притормаживает возле камер видеонаблюдения, а миновав их, снова несётся со скоростью света. Точно так же, если увидит инспектора. Служба в кустах даёт свой эффект, инспектор фотографирует нарушение, а потом водителю приходит «письмо счастья».

- Что особенно мешает безопасности на наших дорогах, работе Госавтоинспекции и возможны ли улучшения в будущем?

- Если в ближайшее время не продлят Солнечную и некоторые улицы в Самаре, нас ждёт транспортный коллапс. Город вообще не предназначен для такого количества транспорта, и сдвигов к лучшему я пока не вижу. В моё время существовали милицейские мотоэкипажи, сегодня бы они гораздо быстрее, чем машины, могли лавировать в пробках. Автомобилей стало не­оправданно много. И едут все по одному человеку в машине. Ну почему бы по пути не захватывать знакомых, как раньше, и пробок было бы меньше. Большинство женщин на автомобилях знают два маршрута: из дома до работы и обратно и до торгового центра. Дамам очень сложно растолковать, что они не правы. «Непогоду» на дорогах создают многочисленные «чайники», мотоциклисты, стритрейсеры. Я вообще считаю, что чем меньше за рулём молодёжи, тем будет безопаснее.

Смотрите также: