Девять сыновей - девять журавлей

   
   

Деревня эта осталась сейчас лишь в воспоминаниях бывших жителей. Зарастает травой забвенья и кладбище, на котором сельчане хоронили своих прославленных земляков, в том числе четырёх Героев Советского Союза.

Деревянные обелиски

Спустя почти 65 лет после победы, летом 2009 года, работу по приведению в порядок мест захоронений и памятников, посвящённых истории войны, в областном правительстве назвали приоритетной. По всем городам и весям начали собирать информацию о памятниках, установленных в губернии в разные годы. Самыми первыми памятниками героям войны были деревянные обелиски с красноармейскими звёздочками. Их ставили на могилах солдат, ещё в войну умерших от ран в самарских госпиталях. Затем о защитниках страны надолго забыли.

Как забыли и о самой Великой Победе. Лишь в 1965 году благодаря писателю и фронтовику Сергею СМИРНОВУ 9 мая был объявлен праздничным и выходным днём. Сами же памятники в честь героев войны начали появляться лишь в 70-е годы. На сегодняшний день в нашей губернии, по данным заместителя министра культуры Самарской области Ирины КАЛЯГИНОЙ, их число составляет 901. В ремонте нуждается большая часть – 693. Как уже известно, на это из областной казны выделено почти 50 миллионов рублей. Большая часть средств пойдёт на ремонт центральных сельских мемориалов.

Память не разрушить

Один из них - памятник Прасковье Еремеевне ВОЛОДИЧКИНОЙ, девять сыновей которой отдали свою жизнь во имя Победы. Когда началась война, мать проводила на фронт одного за другим всех своих сыновей. А потом стали приходить похоронки. Сердце материнское не выдержало, и Прасковья умерла в середине войны. С фронта вернулись лишь трое сыновей, но и они вскоре скончались от ран. Об этой горькой истории вспомнили в 1995 году, и накануне 50-летия Победы состоялось торжественное открытие мемориала семьи Володичкиных. Мать воинов стоит в окружении девяти журавлей, как символ ожидания и веры.

К сожалению, десять лет назад основание памятника начало разрушаться – его ведь ставили наспех, не проведя исследования грунта. - Много было шума по поводу нашего памятника, - вспоминает замглавы администрации Кинельского района Алла УСКОВА. – Но денег из области так тогда и не дали. Мы укрепляли монумент как могли на свои средства и пожертвования. А вот на этот раз, надеемся, сможем провести все необходимые работы по реставрации. Но в любом случае муниципалитет разрушения памятника не допустит. В Исаклинском районе, по словам руководителя управления культуры Андрея ПАРФЕНОВА, лишь однажды, причём очень давно, на центральной площади райцентра повредили фигуру солдата. С тех пор актов вандализма в районе не было.

- Все памятники в хорошем состоянии, так как у нас их ежегодно ремонтируют, в том числе и с помощью спонсоров, - говорит Андрей Юрьевич. В Большой Глушице, конечно, переживают, что денег маловато, уж очень работа предстоит большая: нужно ремонтировать плиты, на которых выбиты имена погибших земляков, некоторые фамилии придётся восстанавливать полностью. Но и здесь надеются найти добровольных помощников.

   
   

Первые строители - фронтовики

Помощники нужны не только в деле ремонта и восстановления самих памятников. - Необходима поисковая работа, - считает начальник новокуйбышевского управления культуры Дмитрий СОФЬИН. – Ежегодно волонтёры нашего города устанавливают историю очередного памятника, разыскивают родственников фронтовиков, приводят в порядок могилы героев. А их у нас очень много. Ведь самыми первыми строителями Новокуйбышевска были солдаты, вернувшиеся с фронтов Великой Отечественной. Хотелось бы, чтобы хотя бы к 65-летию Победы солдат не делили на умерших «до» и «после» 1990 года, с которого ушедший из жизни фронтовик «получал право» на надмогильный памятник. Обелиски должны быть установлены на могилах всех воинов.

Об этом же недавно просила губернатора и дочь героя-фронтовика Ивана ЗИНЕНКО. Отец Галины Ивановны умер в 70-е годы и был похоронен на городском кладбище. На родине отца, в Исаклах, бюст земляка ежегодно ремонтируют, а вот обелиск на кладбище нуждается в замене. Впрочем, замминистра Ирина Калягина пообещала, что все воинские захоронения приведут в порядок до 1 мая. Переноса могил для выстраивания их в «линеечку» не будет. Хотя Дмитрий Софьин и признался, что в Новокуйбышевске хотели было устроить некрополь вроде арлингтонского кладбища в США. Но как-то пришла жена умершего недавно фронтовика и пожаловалась, что убрали скамеечку: - Как же так? Я ведь на кладбище прихожу, сажусь рядом с мужем и разговариваю… Лавочки на кладбище вернули.

Смотрите также: