Памятники живы

   
   

В минувший четверг в этом могли убедиться все желающие. Возможностью пройтись с членами правления Самарского отделения Союза архитекторов России по залам трёх знаковых для губернского центра зданий и самим оценить качество реставрационных работ воспользовались активисты различных общественных организаций и просто неравнодушные земляки. Абсолютное большинство убедились: особняк Курлиной не промёрз, атланты в доме купца Шихобалова не уничтожены, а театр оперы и балета через полгода будет «звучать», как «Ла Скала».

Каждая трубочка ценна

Пошёл третий год, как один из выдающихся памятников архитектуры русского модерна «Усадьба Курлиных», построенный в Самаре в 1903 году по проекту известного архитектора Александра Устиновича ЗЕЛЕНКО, находится в реставрации. На вопрос, почему так долго, ответил председатель правления Самарского Союза архитекторов Юрий КОРЯКИН: - Идёт абсолютно нормальный процесс реконструкции. Для того чтобы восстановить здание в первоначальном виде, нужно добраться до самой сути.

Тем более что объект более чем за сто лет ни разу не реставрировался. Напротив, особняк лишь претерпевал утраты первоначального облика и интерьера. Каждый его очередной «жилец» - посольство Швеции, гороно, детский сад - приспосабливал этот уникальный и шикарный дом к своим нуждам. Впервые работы по сохранению особняка начались только в девяностых годах прошлого века, когда в нём разместился отдел истории Самарского областного историко-краеведческого музея.

Первым делом удалили растяжки контактной сети трамвайной линии, крепившиеся... к фасадам особняка. Когда трамвай проходил поворот с улицы Фрунзе на Красноармейскую, вибрация была такая, что музейные экспонаты падали с полок. Затем подновили интерьеры столовой, покрасили фасады дома в их первоначальный цвет, отреставрировали керамическое изразцовое панно, укрепили кирпичную кладку северного фасада. Только в 2007 году разработали проект комплексной реставрации «Усадьба Курлиных», включающий усиление фундамента, стен и перекрытий, обновление инженерных систем. Из подвалов усадьбы строители вынесли километры постоянно протекающих водопроводных и канализационных труб.

Расчистили и первоначальную систему воздушных каналов естественной вентиляции особняка, которая просуществовала там с начала XX века, хотя и была построена по новейшему слову тогдашней строительной техники. В ходе работ по сохранению объекта культурного наследия обнаружилось множество элементов, требующих изменений в проектных решениях. Например, когда в здании вскрыли межэтажные перекрытия, реставраторы увидели, что электропроводка проложена в медных трубках, это очень ценный элемент исторического интерьера. Буквально после каждой такой находки проект должен проходить утверждение в главэкспертизе. Так или иначе, завершение работ по комплексной реставрации усадьбы Курлиных, по словам министра культуры Ольги РЫБАКОВОЙ, планируется только к 2013 году. Кстати, многие самарцы беспокоятся и за судьбу знаменитой ограды в виде бабочек. Тревожиться не стоит: ограда уже отреставрирована и прикрыта щитами.

   
   

Город атланты не вынесут

В таких же коробах спрятаны и знаменитые атланты, украшавшие некогда особняк Павла Ивановича ШИХОБАЛОВА. Вопреки расхожему мнению об их пропаже они живы и были отреставрированы скульптором Верой ГОРБАЧЁВОЙ ещё в 2004 году. В настоящее время скульптуры хранятся на втором этаже особняка.

- Многие хотели бы, чтобы эти гиганты уже сейчас были установлены на здание, раз уж они готовы. Скажу сразу «нет», они останутся в качестве экспонатов музея, под крышей, так как в современном городе вряд ли выживут, - убедила публику директор Самарского художественного музея Галина РЯБЧУК. И пообещала, что к моменту окончания реставрации особняка будут сделаны копии атлантов из более «долговечного» материала, они и украсят парадный вход. Окончательное утверждение проекта реставрации «дома с атлантами» не за горами. Но уже в данный момент идут успешное лечение здания от грибка и подготовка к реставрации. После открытия здесь будут размещены экспозиция «Художественная культура старой Самары», музей-квартира семьи ВАСИЛЬЕВЫХ и выставка работ заслуженного художника России Валентина ПУРЫГИНА. Но и в настоящее время в здании проходят интересные выставки.

Всё для Каменного гостя

Уже два года идёт глобальная реконструкция и в Самарском театре оперы и балета. Здание театра является памятником архитектуры, поэтому его фасад как образец советского классицизма перестраиваться не будет. Зато внутри оно постепенно модифицируется в театр мирового уровня. Отреставрирован колонный зал, где воссоздан первоначальный интерьер, а паркет, протёртый в свое время до черноты, заменён новым покрытием. На первом этаже создана ниша для бюста Шостаковича.

Совершенно по-другому организуется и закулисное пространство. Уже расширена в два раза сцена, и параметры театра стали соответствовать классическим «формам»: площадь зрительного зала равна площади сцены. Для подачи на сцену мягких декораций предусмотрены лифты. Сама сцена будет оборудована подвижными платформами, пятью подъёмно-опускными площадками с пятью люками-провалами на каждую площадку.

- Теперь вполне можно будет «Дон Жуана» Моцарта на этой сцене исполнять: есть куда Каменному гостю проваливаться, - гарантирует качество реконструкции руководитель работ, директор проектно-конструкторской мастерской «Русич» Светослав СЛАВОВ. Особая его гордость - акустическая система. Зал театра будет работать в пяти акустических форматах: формат классического естественного звучания музыкальных спектаклей, присущего оперным театрам мирового уровня; форматы электроакустики, современного гала-концерта и конференции. А формат студии позволит использовать концертный зал для записи классической, эстрадной музыки и других звуковых программ. Завершить работы планируется к осени нынешнего года.

Смотрите также: