Жильцы дома №13 на улице Победы 10 лет назад на общем собрании пришли к выводу: во дворе нужна парковка. Причем официальная и законная. В их дворе оставляли машины не только жильцы, но и посетители клиники, расположенной в соседнем доме, работники торговых точек и учреждений.
По словам члена домкома Елены Бобковой, 8 лет прошли в бесплодных попытках разграничить двор на парковку и детскую площадку. Наконец в 2010 году директор ПЖРТ помог жильцам благоустроить две парковки, третью активные граждане доделали своими силами. Теперь в их дворе больше нет соседских ссор и ругани из-за того, что кто-то поставил машину на детскую площадку, перегородил выход из подъезда. Все довольны - есть где ставить машины, гулять с детьми.
Илья Ширманов, член общественного движения дорожного контроля «Дорога 63».
Самара к такому наплыву транспорта не приспособлена. Если делать парковочные места, то главный вопрос - где? Сейчас парковочные места делаются только по заявкам жильцов.
Тема довольно щепетильная, и к ней нужно подходить с разных ракурсов и искать компромиссы с жильцами. Как вариант - сносить под это ветхие и аварийные дома, но расселить дом стоит недешево, так что это скорее из области фантастики.
Этот пример для Самары - случай редкий. Обычно автолюбители бросают машины как попало, не считаясь с мнением окружающих. Эколог, член Общественной палаты РФ Сергей Симак отмечает, что борьба за парковочное место в Самаре не вписывается ни в какие законодательные рамки. Предприимчивые граждане просто засыпают газоны щебнем и асфальтируют, под парковку перекрываются внутридворовые территории. Некоторые организации асфальтируют свободные участки рядом со своим зданием, превращая их в платные парковки. Самовольно занимаются участки дорог рядом со зданиями различных ведомств: устанавливаются ограничительные столбики для автомобилей организаций, хотя по закону в разрешенных правилами местах могут парковаться все граждане. Последствия очевидны: снижение пропускной способности дорог, огромный ущерб экологии города-миллионника, потери городской казны, ведь нелегальные парковки приносят доход только их организатору, ну и, как нетрудно догадаться, властьимущим, предпочитающим закрывать на это глаза.
В итоге среди жильцов появляются активные борцы с тотальной автомобилизацией. Протест выражается в проколотых шинах, царапинах на кузове или автоподжогах.
По данным Госавтоинспекции, в Самаре насчитывается 410 тысяч единиц личного транспорта, каждый год эта цифра прирастает еще на 20 тысяч. При этом в городе действуют 164 стоянки, еще 160 парковок в Госавтоинспекции называют стихийными.
Самарские сказки
Попытки исправить ситуацию в Самаре были. В 2008 году тогдашний мэр Виктор Тархов дал поручение разработать программу по организации паркингов. Во всех районах Самары должны были появиться подземные многоэтажные паркинги, и даже был составлен список улиц, в границах которых сооружения должны были располагаться. Помимо подземных парковок планировалось установить так называемые этажерки - многоуровневые металлические паркинги. Проект не состоялся из-за того, что все предполагаемые паркинги должны были быть построены на деньги коммерсантов. Но строительные компании не стали вкладывать средства из-за высокой себестоимости строительства и низкой рентабельности.
После провала этой инициативы ситуацию фактически пустили на самотек. Владельцам магазинов и офисов предлагалось организовывать парковочные карманы самостоятельно, получая архитектурно-планировочное задание, чем они и занялись. Сегодня, по словам заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по г. Самаре Андрея Карпочева, в Ленинском, Самарском и Октябрьском районах Самары ситуация с машиноместами самая плачевная. Спасти положение может только строительство подземных паркингов. В Промышленном, Советском и Кировском районах возможностей для организации паркингов больше.
- Правильно организованная парковка решает серьезный пласт проблем. Это увеличение пропускной способности улиц и снижение аварийности, и даже снижение уровня преступлений, связанных с хищением имущества из автомобилей, самих транспортных средств, скручиванием номеров.
Газон или парковка?
Все чаще в самарских дворах встречается ситуация, когда жильцы сами благоустраивают небольшую территорию для личного пользования и перекрывают на нее въезд посторонним. В своих действиях они не видят ничего противозаконного. Люди уверены, что, купив квартиру, они получили право и на кусок придомовой территории.
По словам первого заместителя председателя Думы г.о. Самара Николая Митрянина, такой подход в корне неверен. Любой клочок земли, прежде чем использовать, необходимо оформить. Этот вопрос находится в ведении председателя ТСЖ или совета многоквартирного дома. Николай Митрянин выступает за создание городской целевой программы по развитию инфраструктуры паркингов. Сейчас парковочные карманы появляются в рамках программы «Двор, в котором мы живем». Но этого недостаточно. По мнению Митрянина, надо разрешить ТСЖ и жильцам самим определять площадки под парковки, включить работу по узакониванию ныне действующих платных стоянок. «Пусть все платят налоги», - говорит депутат.
Обсуждается сегодня и тема развития экопарковок (на газон устанавливается решетка, на которую можно поставить автомобиль. При этом решетка не препятствует росту травы). «Это перспективный компромисс для дворов: газон плюс парковка», - считает Николай Митрянин.
Единственный минус экопарковок в том, что для постоянного хранения транспорта их использовать нельзя. Трава на экопарковке требует ухода и полива.
Дело не только в возможности организовать парковочные места, но и в стоимости использования платных стоянок, паркингов. Понятно, что современный паркинг порой стоит, как однокомнатная квартира. «Автовладельцам зачастую не под силу приобрести место в подземном паркинге. Цены за хранение автомобиля не должны превышать 20-30 руб. в день, тогда каждый с удовольствием оставит машину на парковке», - говорит Андрей Карпочев. Сергей Симак видит решение вопроса в организации многоярусных металлических паркингов, затраты на которые не сопоставимы с капитальными строениями, где места можно будет арендовать
МНЕНИЕ
Антон Буслов, сопредседатель общественного движения «Город и транспорт».
Мы часто слышим требования к муниципалитету - постройте парковки, снесите газоны и сделайте парковки там, стройте подземные парковки! То есть автомобилисты уверены, что этот ресурс должен предоставляться по первому требованию в любом месте города, да еще и бесплатно. При этом почему в данном случае за ресурс платит не ресурсопользователь, а муниципалитет, совершенно не ясно - автомобилистов сложно отнести к социально незащищенному классу населения. Как же обстоит дело в цивилизованных странах? Там бесплатная парковка в центре города невозможна в принципе. Везде, где ресурс парковочной емкости ограничен, организуется платная парковка.
У нас пока автомобилисты сидят на дотациях от муниципалитета. Что самое удивительное - даже в большей степени на них сидят совершенно «нищие» люди - девелоперы, потому что, по всем канонам, обеспечение парковкой и стоянкой вводимых офисных центров - это их забота. Такая ситуация не будет продолжаться долго, и подготовка к ее разрешению уже началась - существенно увеличены штрафы за нарушения. Другой вопрос, что муниципалитет, прекращая дотировать автомобилистов, попадет в очень сложное политическое положение. Если вместо 8 часов халявной парковки автомобилист получит поездки в переполненном трамвае - он придет с факелом и вилами к зданию мэрии. Если он получит вместо нее работающий точно по расписанию общественный транспорт, в котором будет тепло независимо от времени года, он может быть еще подумает. Я подчеркну: развитие общественного транспорта в таких условиях для муниципалитета - это, по сути, мера выживания.
Другими мерами выживания должны стать действия по созданию платных парковок. Нужно определиться с землей, с максимальной емкостью районов исходя из возможностей улично-дорожной сети, нужно найти места на периферии для «народных гаражей» - таких, чтобы их цена не вызвала социального взрыва. Это все надо сделать ДО любых телодвижений в части организации парковочной емкости. Эти меры непременно наткнуться на невиданную по масштабам критику, и если муниципалитет начнет мяться и пересматривать планы, то полный коллапс практически гарантирован.
Смотрите также:
- Ни людям, ни машинам. Почму соцучреждения Самары не имеют парковок →
- Мошенники научились наживаться на самарских автовладельцах →
- Торговые ряды мешают тушить пожары в Самаре →