Рост тарифов на ЖКХ в Самаре может спровоцировать народные волнения

Фото: АИФ

Профессор СамГУ, политолог Евгений Молевич полагает, что ситуация с тарифами может спровоцировать граждан на активные действия, как 8 лет назад после монетизации льгот: массовые протесты, перекрытия улиц, голодовки. «У людей кончится терпение ровно в тот день, когда им принесут дополнительную квитанцию за капремонт.

   
   

Сумма там будет очень значимой по размеру, плюс ежегодное повышение тарифов. Причем непонятно, куда идут деньги, ведь в рамках видимости никто ничего не ремонтирует. Конечно, власть будет гасить эти протесты. Найдут виноватых, может, что-то пересчитают, но в целом все действия властей законны», - считает эксперт.

Председатель ТОС «Струковский» Надежда Курапова отмечает, что в частных беседах люди крайне недовольны тарифной политикой, но из-за пассивности населения вряд ли будет социальный взрыв. «Народ наш терпелив, но многие, особенно пенсионеры, уже на грани. Столько денег вбухали, а тарифы все равно растут. Причем зарплаты и пенсии остаются прежними. Всё надо брать под жесткий контроль. Монополисты все время говорят об инвестициях, но почему то инвестируют в свои сети они исключительно деньги населения, а не свою прибыль. При этом эффекта от замены коммуникаций не чувствуется, сети постоянно рвутся», - говорит Курапова. Все эксперты сходятся во мнении, что необходимо вести прозрачную политику расчета тарифов, а также доводить до сведения населения, где, в каком объеме ремонтируются сети.

Парадоксы арифметики

Мнение
Олег Казачек, юрист:

Не совсем понятно, почему идет рост тарифов, колебания инфляции незначительны. На мой взгляд, монополии работают неэффективно и покрывают свои издержки за счет населения. Конечно, такая политика приведет рано или поздно к социальному взрыву, ведь страдают самые незащищенные слои населения. Уже сегодня задолженность за услуги ЖКХ огромная. Людей запугивают выселением, но на деле проблемой никто не занимается. Получается, что накручивают тарифы, чтобы сбалансировать ситуацию за счет тех, кто платит. Рано или поздно власти придется решиться на крайние меры - выселение злостных неплательщиков. Но пока этот механизм не проработан.

Как отметила руководитель департамента тарифного регулирования министерства энергетики и ЖКХ Самарской области Алёна Гаршина, рост платы за жилищно-коммунальные услуги в Самарской области в среднем не превышает 12% (в случае, если в структуре совокупного платежа преобладает плата за услуги по электроснабжению и газоснабжению, прирост оплаты допустим до 15%). В среднем по году рост совокупного платежа граждан за «коммуналку» не превысит 6% (7,5% в указанных случаях), так как в первом полугодии 2013 года коммунальные тарифы не менялись. «На все виды услуг тарифы были установлены ниже предельных уровней», - говорит чиновница и уверяет, что каждый тариф просчитан и выверен специалистами министерства. Расчет тарифов для каждого поставщика ресурсов исчисляется исходя из обоснованных экономических затрат, которые он несет. Топливо в структуре тарифа на теплоснабжение составляет больше половины.

В зависимости от технических условий, характеристик оборудования, которое установлено в котельной, рассчитываются удельные затраты топлива. На локальных и небольших котельных, эти затраты одни, у крупной организации - они совсем другие. Например в «Волжской ТГК», к которой подключены большинство жителей Самары, производство тепловой энергии осуществляется в режиме комбинированной выработки (одновременно производится электрическая энергия и тепловая). Поэтому стоимость одной гигакалории у этого поставщика самая низкая. А вот тем, кто живет в удаленных районах и сельской местности, повезло меньше. От котельной запитано не так много потребителей, и расходы, которые несет ресурсоснабжающая организация, распределяются на меньший полезный отпуск. Это значит, что тариф там выше.

С таким «справедливым тарифообразованием» небогатые жители удалённых сёл скоро вернутся к печному отоплению или просто вымерзнут.

А ведь в перспективе тарифная политика будет еще жестче. Так, каждый житель будет обязан с января 2014 года оплачивать отдельную квитанцию по капитальному ремонту в общий котел. А с 2015 года коммунальные платежи будут повышаться каждые полгода для тех, у кого не будет счетчиков. «Эта меры принята в рамках реализации ФЗ № 261 об энергосбережении. Еще в прошлом году все потребители должны были установить в своих домах счетчики. Но последствия невыполнения этих требований не были прописаны. С 2015 года, если приборы учета не установлены, будет применяться механизм экономического воздействия: каждые полгода в течение двух лет будет применяться все более возрастающий повышающий коэффициент», - рассказала Алёна Гаршина.

Смотрите также: