«С приходом Бу Андерссона для нас началась тяжёлая жизнь. Каждый день только и ждали, что вызовут на ковёр и скажут - «уволен». А дома дети, которых надо кормить. Многие после сокращения переехали из города, причём не в Самару, а сразу в Москву, на заработки. Стало ясно: тут «ловить» нечего», - констатирует Нина Козловская, бывшая заводчанка.
…но будет ли просвет?
Казалось бы, пять лет назад в кабинетах власти придумали, как спасти моногород: в Тольятти создали особую экономическую зону (ОЭЗ). Планировалось, что разнопрофильные предприятия помогут создать в городе новую экономику, сведут к минимуму зависимость города от «АвтоВАЗа». Но получилось «как всегда». В качестве резидентов в зону пришли сплошь производители автокомпонентов, ориентированные всё на тот же автогигант.
«Сокращённые с «АвтоВАЗа» тольяттинцы не могут трудоустроиться на предприятия, открываемые в особой зоне. На современных заводах системы автоматизированы и рабочих рук требуется не много. К тому же людям приходится переучиваться и приобретать новые квалификации», - считает Владимир Жуков, президент Торгово-промышленной палаты Тольятти.
Такую ситуацию Андерссону изменить оказалось не по силам. Ведь от него требовали взаимоисключающих вещей: снижения затрат, но обновления модельного ряда; сохранения рабочих мест, но повышения качества продукции. Чтобы «Лады» стали, как иномарки, но жизнь на заводе текла, как во времена СССР. Логично, что сказка не сложилась, добрым волшебником Андерссон не стал. И сомнительно, что им станет кто-то другой.
Смотрите также:
- Не наш формат. Иностранное руководство приносит самарским заводам убытки →
- В Самарской области начнут возрождать промышленность →
- Насколько сократиться зарплата рабочих на АвтоВАЗе? →