Без денег. Самарские предприятия не выплатили рабочим более 300 млн рублей

Станислав Ломакин / Коллаж АиФ

Только группа компаний «АвтоВАЗагрегат» за полгода задолжала своим сотрудникам порядка 150 млн руб.  Ситуация критическая, людям не на что жить, оплачивать коммунальные услуги и покупать продукты.

   
   

Дошли до суицида

Антонина Ларина, бывшая сотрудница «АвтоВАЗагрегата», первой начала бить тревогу по поводу ситуации на заводе. 1700 тольяттинцев остались без честно заработанных денег, с неподъёмными кредитами, с растущими долгами за коммуналку.

- Люди 8 месяцев не получают зарплату! У нас критическая ситуация, на днях сотрудница предприятия свела счёты с жизнью. Детей к 1 сентября собирать не на что было. Хоть иди с протянутой рукой! Мы двадцать лет работали с ВАЗом. У нас были самые лучшие комплектующие. Пришёл столичный временщик и полностью разорил предприятие, - сетует активистка.

- С июля завод встал, а людей до сих пор не увольняют. Только 4 декабря подали уведомление о сокращении штатов. Получается, что  люди официально трудоустроены,  а работы нет.  Когда объявляют простой,  за сотрудником сохраняется две трети заработка за то, что работодатель не обеспечил его работой. Так вот дирекция додумалась оплачивать простой не по двум третям заработка, а по двум третям тарифной ставки. То есть, если человек получал общую зарплату в 10 тыс. руб., ему оплачивали не из этой суммы, а из оклада 5 тыс. руб. Представляете, какие это суммы, - разъясняет  Рахим  Юльчиев, врио заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Самарской области по правовым вопросам.

Владимир Жуков, глава Торгово-промышленной палаты г. Тольятти.
Проблемы достались заводу ещё при закладке первого камня. Построили предприятие на городской окраине как вспомогательное по производству комплектующих для ВАЗа. Когда в 90-е началась приватизация и ВАЗ перешёл в частные руки, владельцы стали выбирать поставщиков. У «АвтоВАЗагрегата» появились успешные конкуренты. Это завод советского образца, который не смог перестроиться под условия рынка. Сегодня новое производство гораздо дешевле построить, чем переоборудовать старые цеха.

На следующей неделе генерального директора «АвтоВАЗ-агрегата» и директоров дочерних обществ вызовут в Гострудинспекцию «на ковёр». Понятно, что есть экономические причины (спад производства автомобилей). Однако дирекция практически бросила своих сотрудников на произвол. За полгода судебными приставами уже взыскано с предприятия порядка 70 млн руб., но большая часть средств пока не возвращена. Ситуацию на «АвтоВАЗагрегате» берёт на контроль областное правительство. За счет резервного фонда людям окажут дополнительную помощь. Еще одним вариантом поддержки должна стать организация в Тольятти общественных работ.

Кто следующий?

По данным Гострудинспекции,  в Самаре крупных должников среди предприятий нет. Стабильно задерживает зарплату до 10-15 дней Самарский подшипниковый завод,  несколько раз «тормозили» «Авиакор» и КБАС. В Новокуйбышевске  в числе регулярных нарушителей трудового законодательства компания «Нова». Суммарно за год по области выявлено примерно  600 млн. рублей задолженности по зарплате, из них 400 млн уже погашено.

   
   

 

Смотрите также: