Как ударят санкции по промышленности Самарской области

Александр Фирсов / АиФ

И если политических санкций мы практически не почувствовали, то разрыв соглашений с ключевыми предприятиями может обернуться даже их временным закрытием. А это скажется на жизни региона не самым лучшим образом.

   
   

«Лихорадка» началась

Санкции ещё не ввели, а местные промышленники и вслед за ними чиновники уже бьют тревогу. Вначале заговорили о втором по величине после АвтоВАЗа предприятии Автограда - «Тольяттиазоте». Его основной аммиакопровод сегодня проходит по территории Украины. «Тольяттиазот», на котором сегодня работают более 5 тысяч человек, рискует остановить производство в случае повреждения аммиакопровода «Тольятти-Одесса» из-за боёв на Украине или наложения этим государством санкций на использование трубопровода. По оценке экспертов, потери для производства будут колоссальные, ведь по трубопроводу проходит 1,8 млн тонн аммиака для 120 зарубежных стран, из которых в Россию поставляют всего 180-200 тысяч. Мэр Тольятти Сергей Андреев уже заявил СМИ о том, что если с аммиакопроводом, не дай бог, что-то произойдёт, это может привести к потере работы для тысяч человек. Экологи же вообще предвещают катастрофу: если аммиак не будут траспортировать с территории завода, то в Тольятти уже через пару лет «вымрет всё живое».

Паникуют и нефтяники. Тоже не без причин. Ведь этот рынок в регионе по количеству предприятий и численности работников занимает второе место после автомобилестроения. «Более 70% отечественного рынка нефтесервиса сегодня занимают западные компании, а также фирмы, работающие на европейском оборудовании. Если учесть, что срок службы нефтяной техники невелик, можно предположить, что через год-два мы окажемся на мели», - говорит генеральный директор ЗАО «НПП (нефтеперерабатывающее предприятие) «Самарские горизонты» Геннадий Григарашкин. По его словам, отечественных разработок в сегменте нефтесервиса сегодня очень мало - всегда гораздо проще было закупать оборудование за рубежом. К тому же за последние десять лет закрылось множество российских научно-исследовательских институтов, занимавшихся разработками в сфере нефтедобычи. Причина проста - высокопрофессиональные кадры уехали за рубеж.

На этом фоне не исключено, что и корпорация СОНОРС отложит планы по строительству в Новокуйбышевске крупнейшего нефтехимического комплекс. Не исключают эксперты возникновения проблем и в ракетостроительной отрасли. По их прогнозам, велика вероятность прекращения действующих многомиллиардных контрактов, в частности, совместной российско-американской программы по серийному производству двигателей НК-33. К этому процессу сейчас подключены два крупнейших в этой отрасли самарских предприятия - НК «Кузнецов» и «ЦСКБ-Прогресс».

Кроме того, в январе 2014 года NASA получила согласие правительства США на продление срока эксплуатации Международной космической станции до 2024 года. Это должно обеспечить дополнительными заказами наши предприятия на ближайшие десять лет. «Думаю, что пока контракты продлятся - ведь американцы ещё не научились сами делать такие двигатели, как наши. Пока они очень зависимы от России. Но я уверен, что долго это не продлится. У них достаточно мощная своя школа ракетостроения, научатся. Контракты в итоге расторгнут, но через пару-тройку лет», - предполагает эксперт. В областном минпроме в ответ на запрос «АиФ в Самаре» пояснили, что пока не знают, последуют ли какие-либо санкции в отношении предприятий. «В настоящее время работа по поставкам двигателей НК-33 для американских ракет-носителей продолжается. Продление же срока эксплуатации МКС выгодно в первую очередь самим США. А учитывая, что российские корабли «Союз-ТМА-М» остаются единственным средством доставки космонавтов и астронавтов на МКС и возвращения с орбиты, это гарантия обеспечения дополнительными заказами самарских предприятий, - сообщается в письме ведомства. - Эти же корабли, пристыковываясь к станции, играют роль «спасательных шлюпок» для экипажа на случай возникновения аварийной ситуации. Каждый из них доставляет на станцию трёх человек, а примерно через полгода космонавты возвращаются на них на Землю. К тому же грузовыми кораблями «Прогресс» производства ОАО «РКЦ-Прогресс» на МКС доставляют расходные грузы».

Все надежды на... Китай?

Помимо крупнейших промышленных предприятий под ударом может оказаться и аграрный сектор. Как заявил корреспонденту «АиФ в Самаре» член комитетов по сельскому хозяйству и продовольствию, а также промышленности, связи и торговле Самарской губернской думы Гумар Валитов, сегодня практически вся сельскохозяйственная техника, обрабатывающая наши поля, производится в Европе или российскими предприятиями на основе западных базовых комплектующих. Эксперты видят две альтернативы по замене «европейского товара»: налаживание более плотных отношений со странами Востока (Индией, Китаем и др.) или выращивание собственных «умов» и создание своего инновационного производства. Но всё не так просто, как кажется на первый взгляд.
«Сельхозтехнику в странах Азии мы не сможем закупать по крайней мере в ближайшие годы. Им понадобится время, чтобы научиться производить те же комбайны. В Азии своеобразное земледелие, они выращивают другие культуры, к тому же у них поля гораздо меньше, чем у нас, а потому и сама техника другая, она менее мощная. Китайцы, конечно, научатся делать то, что необходимо нам, но процесс этот будет не мгновенным. А действующая сельхозтехника у нас уже очень устарела, боюсь, с введением санкций сильно «просядем»», - переживает Гумар Валитов. Президент Торгово-промышленной палаты Тольятти Владимир ЖУКОВ, напротив, все надежды возлагает на соседей с Востока: «Санкции в отношении России Европа вводит уже не в первый раз. И мы из сложных ситуаций всегда выбирались. «Холодная война» всегда была, есть и будет. А свято место пусто не бывает. Придут японцы, подключатся страны Азии. Те же самые технологии и будут воплощать». Кстати, АвтоВАЗ уже рассматривает возможность создания совместных предприятий с китайскими поставщиками комплектующих.

Об этом СМИ заявил глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов. «АвтоВАЗ открыт для поставщиков, которые занимаются электрикой и электроникой для автомобилей, трансмиссиями, деталями подвески, компонентами для двигателей, литыми дисками, сиденьями, подшипниками и другими автодеталями, которые производят китайские компании», - сказал он.

   
   

В настоящее время автогигант сотрудничает с Ling Long, Mahle China и Toyota Tsusho Corporation (поставщик со всего азиатского рынка, включая Китай). Все эти компании поставляют шины, клапаны для двигателей и другие детали для производства автомобилей.

А вот Геннадий Григашкин как вариант рассматривает зарубежным предприятиям отечественную альтернативу. Рецепт нефтяника прост: «Для того чтобы оставаться «на плаву», нефтяные компании должны прекратить спонсировать западные разработки, начать поддерживать местные продукты и вкладывать в создание отечественного оборудования».

Смотрите также: