На грани
Самара, 9 ноября - АиФ-Самара. Согласно официальной статистике министерства сельского хозяйства, отрасль сегодня демонстрирует устойчивую динамику. Объем производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2011 году увеличился на 48% и составил 58,0 млрд рублей. По итогам 2011 года валовой сбор зерновых культур превзошел прошлогодний в 2,4 раза (1213 тыс. тонн). Есть успехи и в животноводческой отрасли: поголовье крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств возросло на 4,9%. На недавнем совещании по вопросу адаптации российской экономики к новым условиям областной министр сельского хозяйства Виктор АЛЬТЕРГОТ заявил, что Самарская область «не слабее других регионов, а по многим позициям сильнее». Не согласен с этой позицией член комитета по сельскому хозяйству Самарской губернской думы Гумар ВАЛИТОВ. По его словам, сельскохозяйственное производство в Самарской области «сегодня не просто стоит на коленях, оно уже лежит». Валитов приводит другие цифры: «800 тысяч га земли пашни заросло бурьяном, 40 тысяч га пашни заросло лесом и переведено в земли лесного фонда.
Мнение | |
---|---|
Виктор АЛЬТЕРГОТ, министр сельского хозяйства Самарской области: - Самарская область, наверное, наиболее подготовлена по сравнению с некоторыми нашими соседями, потому что у нас очень бурно идет процесс модернизации, особенно обновление машинно-тракторного парка, идет модернизация производства, развивается переработка. Проблема вступления в ВТО серьезная и требует большой кропотливой работы. Тем не менее мы считаем, что мы в начале пути и с этими задачами справимся. Мы не слабее других регионов, а по некоторым позициям сильнее. Ряд позиций мы усилили за последние годы, и это дает нам определенный шанс. |
Мы производим 1 млн тонн зерна при потребности Самарской области в 3 млн тонн. Мы имеем 200 тысяч голов крупного рогатого скота и производим лишь треть молока от потребности. На 1 января 2012 года задолженность сельхозпредприятий составляла 19 млрд рублей, финансовое положение сельхозтоваропроизводителей критическое. В этих условиях ВТО, которая переходит на 6-й технологический уклад производства (а мы еле дотягиваем до 4-го), просто окончательно погубит наше сельское хозяйство», - возмущается Валитов.
Президент Национального института финансовых менеджеров Дмитрий ЯКОВЕНКО считает, что драматизировать ситуацию все-таки не стоит и для Самарской области главное - найти свою нишу в сельском хозяйстве. «Надо помнить, что сельское хозяйство в Самарской области - в зоне рискованного земледелия. Оно никогда не было и, думаю, никогда не будет высокоэффективным. Даже в самые лучшие годы, если говорить о растениеводстве, урожайность в нашей области была вдвое ниже, чем в самые худшие годы в Ростовской области или Краснодарском крае. У нас климат становится все более и более засушливым. Урожай если не засохнет, так вымерзнет.
Мнение | |
---|---|
Гумар ВАЛИТОВ, депутат Самарской губернской думы: - Поводов для оптимизма нет: львиная доля продуктов, которые будут потреблять люди, - это будет продукция импортная. 20 лет в губернии губили сельское хозяйство, теперь потребуется не меньше 20 лет, чтобы его восстановить. А за это время конкуренты нас просто задавят. |
И здесь стоит обратиться к истории Самарской губернии. Калмыки - основатели Ставрополя - кочевали по нашей части Поволжья до XVIII века. Чем они все занимались? Животноводством! Уточню - не коровами и свиньями, а овцеводством. Овца - выгодное животное: быстро растет, неприхотлива в еде, она не изнуряет, а удобряет землю. Это вам не подсолнух, после которого на земле два года ничего не растёт! От овцы используются и мясо, и шерсть. А если мы к тому же решим и проблему с переработкой шерсти - конкурентов у Самарской области в этой «нише» практически не будет», - считает Яковенко.
Помощи нет
Практически все опрошенные сельхозтоваропроизводители, привлеченные к обсуждению темы, сошлись в одном: плачевная ситуация в сельском хозяйстве связана с тем, что государство эту отрасль практически не поддерживает. Гумар Валитов говорит, что на Западе государство дотирует сельское хозяйство на 40-45%, в России этот показатель составляет менее 10%.
Фермер из Ставропольского района Самарской области Наталья МАРКЕЛОВА по собственному опыту рассказала, как государство «поддерживает» сельских предпринимателей. Десять лет назад она завезла в Россию партию племенных козочек из США. Эксперимент оказался удачным: иностранные козы мясной породы дают шесть литров молока в день и около 100 кг привеса в год. Поэтому соседи и другие фермеры стали просить Наталью Николаевну ещё раз съездить за козочками: кому - две, кому - три, кому - пять штук. Набралось больше 30 потенциальных козоводов, а ввезти им нужно было в общей сложности 168 коз.
Мнение | |
---|---|
Наталья МАРКЕЛОВА, фермер: - Сельское хозяйство – это такая отрасль, в которой мы ещё не готовы сделать серьёзный шаг. Никакая ВТО нам не поможет, пока мы не поставим сельское хозяйство на ноги. Это как Иван-царевич бабе-яге говорил: ты меня сначала накорми, а потом работать заставляй… |
Ни государство в лице минсельхоза, ни инвестиционные компании не помогли фермерам, когда они стали искать средства на закупку животных. Более того, чтобы ввезти животных, Наталья Маркелова два года буквально продиралась сквозь бюрократические заросли. «Написала запрос ветеринарам - получаю ответ из Москвы: аэропорт Шереметьево не может принять такую крупную партию животных, так как нет подходящих условий для их ветеринарного осмотра, - делится Маркелова. - Так есть же и другие аэропорты. Тем более что работу государственного (!) врача-ветеринара оплачиваю тоже я! Нам предложили ввозить животных партиями по 10 штук. В этом случае одна коза будет стоить 200 тыс. рублей, считая все сборы и поборы. Оптом они стоят около 90 тыс. за штуку».
В итоге разрешение на ввоз Наталье всё же дали, но только сейчас. «А это значит, что выехать до нового года я успеваю, а вернуться - нет. Значит, не имею права ввозить животных. Ещё год потерян. Придётся оформлять все документы заново». Владелец крестьянского хозяйства «Раздольное» Сергей КУЛЬКОВ отмечает, что «мелким хозяйствам как не помогали, так и не помогают». «Сложности с реализацией продукции были и до вступления в ВТО. Мини-фермы, владельцы личных подсобных хозяйств могут выйти только на местный рынок. В магазины и крупные торговые сети просто так не пробьешься: им нужны большие партии продукции, соответствующая упаковка», - говорит он. И предлагает реальные варианты поддержки малого бизнеса: «Нужны защитные меры, например, развитие компактных агротехнопарков, в которые могли бы войти местные крестьянские хозяйства, организовать там цеха упаковки, переработки».
Вопрос о том, как помогать сельхозтоваропроизводителям, сегодня обсуждается на самом высоком уровне. По правилам ВТО, в переходный период государству разрешается вложить в АПК 9 млрд долларов, однако таких денег в казне нет, максимум наскребут 6 млрд долларов. Но когда переходный период завершится, прямые субсидии в качестве поддержки будут запрещены. Во время недавнего форума по проблемам адаптации высказывались предложения, как поддержать крестьянина. Губернатор Нижегородской области Валерий ШАНЦЕВ предложил вкладываться в инфраструктуру села и конкретных предприятий, чтобы уменьшить издержки производства.
МНЕНИЕ
Дмитрий Яковенко, президент Национального института финансовых менеджеров:
- Конечно, мы должны внимательно относиться к сельскому хозяйству, потому что любое банкротство сельхозпредприятия будет означать, что какая-то часть населения останется без работы и без альтернативы. Никакой другой работы в селе просто нет. Другой момент: доля занятых в сельскохозяйственном производстве Самарской области у фермеров и в сельхозпредприятиях - примерно 25 тысяч человек по всей губернии, к тому же большая их часть - гастарбайтеры. Ну не могут 25 тысяч человек, занятых в производстве, 3,5 млн жителей губернии прокормить. Но у нас рядом сельскохозяйственный Казахстан, Оренбуржье, Ульяновская и Пензенская области, которые способны поделиться произведенными у них продуктами питания.
Развитие нашей страны, в целом любой отрасли промышленности тормозит само государство. Да, у нас много земли, ниже коммунальные платежи, меньше арендная плата за землю. Но в то же время и непосильное налоговое бремя, которое делает неконкурентой значительную часть продукции. Представители западного автопрома - менеджеры, которые работают на российских отверточных предприятиях, где из западных комплектующих собираются иномарки руками русских рабочих, откровенно говорят, что собрать в Германии машину из германских комплектующих или во Франции из французских дешевле, чем в России.
Если государство не поймёт, что нужно жить по средствам, ничего у нас не изменится. Почему государство выстраивает свою экономическую политику в интересах олигархического капитала? Почему большой бизнес поддерживается государством всеми правдами и неправдами, и это при том, что налоги от него идут исключительно в Москву и он к тому же пользуется кучей льгот? А малый и средний бизнес, налоги которого поступают в региональные бюджеты, у нас как «трава на ветру»? И это в то время, когда надо продвигать программы повышения деловой активности общества, то есть создавать условия для малого и среднего предпринимательства.
Натурпродукты только для элиты?
Алексей КУЛИКОВ, участник проекта по созданию магазина натуральных местных продуктов в Самаре «Настоящие продукты»:
- Интерес к «деревенским» продуктам сегодня ощутимо вырос. В последнее время покупатели всё чаще берут козьи йогурты, молоко, которые более полезны и гипоаллергенны. Из тех же соображений люди покупают кроличье, козье мясо, деревенских кур. С одной стороны, в плане полезности и чистоты пищи многие стали более сознательными. Но контингент потребителей экологичной продукции не так широк. Люди едут в эко-магазины себя баловать. А с приходом ВТО цены на «натурпродукт» могут увеличиться ещё больше - фермерам нужно будет на что-то выживать.
Я твёрдо уверен в том, что наша страна не готова вступать в ВТО. Главная причина - условия такого сотрудничества закрывают возможность для прямой финансовой господдержки сельхозпроизводителей. Без такой поддержки, хоть и «корявой», они не выживут. А вместе с тем на рынок хлынет более дешёвая продукция крупных зарубежных компаний. Производители, для которых приоритетной останется натуральность продукции, вынуждены будут повышать цены. Другие, чтобы остаться хотя бы на нынешнем уровне, будут экономить на сырье, компонентах, использовать какие-либо добавки, что отразится на качестве. Третий вариант - попросту закрыть убыточное производство.
Смотрите также:
- Не время для «малышей». Мелкие фермерские хозяйства уходят с рынка →
- Засушливое лето - катастрофа или жестокий урок для сельчан? →
- Зёрнышко к зёрнышку →